Председатель Правительства Республики Хакасия Виктор Зимин: за 2 летних месяца нас посещает 1,5 миллиона туристов

23 июня 2009, 10:43, ИА Амител

 Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с интервью председателя Правительства Республики Хакасия Виктора Зимина, записанное в студии телепрограммы "Наши новости" в рамках проекта "Наши соседи".

Как уже сообщало ИА "Амител", главными героями данного проекта становятся губернаторы сибирского региона, которые рассказывают о том, как живется в вверенных им территориях и как удается справляться с трудностями и решать социально-экономические вопросы.

Виктор Михайлович, здравствуйте! Мы говорим о кризисе, скажите, пожалуйста, как он отразился на вашей республике?

Я думаю, я ничего нового не открою, кризис он в целом одинаково отразился на регионах, в том плане, что стало чуть тяжелее. Специфика регионов имеет разные аспекты, и в каждом регионе кризис ударил по своим болевым точкам. Перегруз прежде всего возник у тех, где сильно и перспективно была развита промышленность. В республике Хакасия мы сбоя не дали по промышленности, у нас даже прирост – 103% по сравнению с прошлым годом. Этот кризис как раз показывает – на сколько кто ошибался.

Что касается вашего бюджеты, вы корректировки уже внесли в соответствии с кризисом?

Да, внесли. Мы увеличили в 1,8 раза финансирование сельского хозяйства с учетом того, что, конечно, где-то обрезали некоторые статьи. Но постарались не делать это больно. Осенью еще раз будем пересматривать бюджет, и я уверен, опять с увеличением финансирования этой статьи.

То есть сделали упор на сельское хозяйство?

Да, оно традиционно было у нас развито. Ландшафтность и география нашей республики позволяют активно заниматься овцеводством. У нас оно было, не надо ничего нового выдумывать. Вот она точка роста. Мы сделали первые шаги, мы пошли по пути повышения зарплаты на селе. Я надеюсь, что в конце июня мы уже отчасти увидим это.

Сколько это повышение у вас составило?

Пока мы заставили всех выплачивать МРОТ. И поверьте, я сейчас говорю крамольные вещи, проверьте у себя, в других регионах, многие не исполняли закон. В соответствии с Федеральным законом с 1 января мы все должны были начислять зарплату не ниже прожиточного минимума. Сейчас очень много федеральных программ поддержки села. Федеральный центр сделал все, чтобы стимулировать деревню. А нам на местах надо контролировать этот процесс, работодатель должен платить достойную зарплату и на селе. Ставим задачу поднять ее до 8-10 тысяч.

Вы закупили в республике Тыва 2 тысячи овец, зачем?

Две тысячи – это не о чем. У нас в планах закупить 30 тысяч овцы. Мы сейчас выходим на Монголию, выходим в рамках Минсельхоза России на Волгоград. У нас в Хакасии в 1983 году было полтора миллиона овцы, представляете? А сейчас 140 тысяч, в 10 раз меньше. Но нам нельзя иметь полтора миллиона, я могу искренне сказать, земля не выдержит. Тогда это натиск степь с трудом терпела. Для нас оптимально - в пределах миллиона. И мы тогда будем иметь эксклюзив по переработке баранины в Сибири. Очень тяжело вырастить баранину в Кемеровской области, в Красноярском крае, а у нас все условия есть. Должен работать принцип – кто-то выдает кредиты, а кто-то семечками торгует.

Вы назвали Красноярский край, а в какие еще регионы будете мясо поставлять?

Но, во-первых, мы себя еще не очень кормим, надо этому научиться. У нас в республике есть очень приличный мясокомбинат, один из крупнейших в Сибири, который готов перерабатывать 25 тысяч тонн мяса. А мы сегодня всего лишь 6 % поставляем на этот рынок. Но я должен сказать, за экологически чистый продукт мы будем бороться везде.

Виктор Михайлович, республика Хакасия дотационный регион? Какие дотации из федерального бюджета получаете?

Мы чуть более 80 % зарабатываем сами, у нас дотации небольшие. Консолидированный бюджет - где-то 17 миллиардов, 1 миллиард нам дает федеральный центр. Новая команда поставила себе задачу – через 3 года стать бездотационным регионом, или выйти на этот рубеж. Мы наметили себе точки роста – туризм, сельское хозяйство. У нас промышленность, я еще раз подчеркну, не дала сбоя. Это угольная промышленность, цветная металлургия, у нас очень хорошо развита энергетика – гидроэнергетика, у нас очень хорошо развиты дороги.

Одну из точек роста вы назвали туризм, как собираетесь развивать эту отрасль?

Я сейчас назову цифры, я думаю, дикие для вас. Всего за 2 летних месяца нас посещает полтора миллиона туристов.

Кто едет?

Все – и Алтайский край, и Красноярский, и Томск, и Питер, и Дальний Восток, кемеровчане, новосибирцы, москвичи, в общем – вся Россия. У нас за выходные на 3-х озерах поток машин около 80 тысяч, за 2-3 дня.

Это же очень хороший доход в бюджет?

Это-то как раз и настораживает. У нас сейчас идет борьба, не очень адекватно себя вела местная власть по этому вопросу. Такой местнячковый бизнес, знаете, который ничего не давал в бюджет. У нас сейчас разрабатывается программа развития туризма. Хакасия является археологической Меккой. У нас более 30 тысяч памятников, исчисление лет которых от 2-х до 6 тысяч. Это целый "клондайк". С этим мы сейчас работаем и выстраиваем концепцию развития туризма.

Виктор Михайлович, возвращаясь к теме кризиса, скажите, как он сказался на уровне безработицы в вашей республике?

Динамика в среднем такая же, как и в других регионах. Уровень безработицы по республике – 3,2%, в столице – 2 %.

Как вы поддерживаете малый бизнес?

Как и все. Малый бизнес надо стимулировать и сопровождать, создавая бизнес-центры и бизнес-инкубаторы. Это очень актуально на селе, кстати, там большая юридическая безграмотность. Там их нужно обязательно создавать, в райцентрах.

У вас в каждом райцентре созданы бизнес-инкубаторы?

Да, в каждом.

Что за идея поддержки бизнеса через залоговый фонд?

Уже не идея, а факт. В июле мы уже будем с ним работать по поддержке и реанимации малого бизнеса. Планируем иметь 2-3 миллиарда республиканского залогового фонда, мы все республиканское имущество определяем в залоговый фонд и пусть оно работает. Что оно стоит?.. Залоговым фондом мы будем сопровождать кредитные обязательства бизнеса. Многие не могут сейчас взять кредит, банки не хотят рисковать с залоговым имуществом предпринимателей, не понятным для них. Когда стоит за залоговым имуществом власть, банки охотно идут на встречу. Мы начали подписывать соглашения с банками. Сейчас подписали со Сбербанком, и там прописали обязательства всех сторон. Но прежде бизнес должен доказать мне состоятельность своей программы, с теми приоритетами которые мы выстроили в республике. Мне не надо рождать 5 свинокомплексов, 4 из них разорятся, а я на это отвлеку бюджет, дотируя их по всем статьям. Мы должны регулировать эти процессы. Нельзя без контрольно рождать предпринимателей, бизнесменов. Нужно дать им направления развития бизнеса с учетом тех особенностей, которые есть в нашем регионе. Если в Алтайском крае это уже сделано, зачем нам-то это рождать, зачем кидать свой ресурс на это. Мы должны посмотреть, может нам взять здесь технику и оборудование, или в Кемерово, а свои ресурсы кинуть на то, чем мы эксклюзивно располагаем. У нас, например, себестоимость мяса гораздо ниже, чем в Алтайском или в Красноярском крае.

Виктор Михайлович, кризис во многих регионах сказался на строительном комплексе. Как у вас?

У нас тоже сказался, но коллапса мы не испытываем. Мы сейчас реанимируем ипотеку, и я думаю, в июле она уже начнет работать. Нашли мы пути ее реанимации. У нас жители будут платить от 7 до 9% по ипотечным кредитам.

За счет чего?

Опять же залоговый фонд наш - раз, во-вторых, мы включаем в республиканский бюджет субсидирование процентной ставки. Я пригласил глав муниципалитетов, и мы договорились, что часть процентной ставки берут на себя и муниципальные бюджеты. Кроме того, мы работников бюджетной сферы определили как льготников по этой программе, они будут платить ниже 7 %.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров