Представители творческой интеллигенции Барнаула встретились с главным редактором журнала "Знамя" Сергеем Чуприниным.
11 июня 2003, 11:57, ИА Амител
Встреча проходила в конференц-зале РО АК ПП "Союз Правых Сил" в рамках общероссийской программы "Алло, мы ищем таланты!", руководит которой Сергей Филатов. Вот уже третий год ведущие московские критики и редакторы толстых журналов ездят по России, встречаясь с литераторами, не достигшими 35 лет.
На творческом вечере присутствовали представители творческой интеллигенции Барнаула. Это такие известные в краевом центре литераторы как - поэтесса Фарида Габдраупова, Андрей Лушников, Владимир Токмаков, Михаил Гундарин и Дмитрий Кошелев.
Сергей Чупринин и критик журнала "Знамя" Евгений Ермолин приехали в край для того, чтобы отобрать лучшие рукописи алтайских авторов в рамках подготовки к очередному съезду молодых литераторов России. Съезд пройдет в Москве и соберет талантливых поэтов и писателей со всей России. Теперь шанс попасть на этот форум есть у каждого жителя нашего края.
По словам Евгения Ермолина, "в наше время молодым писателям и поэтам просто необходима поддержка. Очень трудно писать, когда тебя никто "не слышит". К сожалению, в современном обществе часто бывает именно так. Начиная с 90-х годов, резко сократилось число читательских откликов".
В то же время, как отметил Сергей Чупринин, потеря толстыми журналами подписчиков и былой престижности является частным случаем более общей проблемы - потери современной русской литературы.
И если раньше тираж журнала "Знамя" составлял порядка 1 млн. экземпляров, то сейчас он равняется лишь 6 тысячам. Впрочем, для современной литературной ситуации это даже неплохо. Многие поэты выпускают свои сборники с тиражом максимум 1 тысяча экземпляров, поэтому публикация в журнале является для них почти единственным способом найти своего читателя.
Стоит отметить, что в России произошло нечто вроде катастрофы - кризис Чтения. Меньше читают вообще, еще меньше - художественной литературы. На 100 читателей только 50 увлекаются произведениями художественной литературы. Из них в лучшем случае 10 предпочитают современных русских писателей. Возникает некий парадокс: сейчас в России пишут больше, чем читают. К сожалению, зачастую даже молодые литераторы не знакомы с творчеством своих коллег.
И еще одна любопытная ситуация - только ленивый сейчас не пишет стихов. В журнал их уже прислано столько, что хватит на 15 лет. Впрочем, к сожалению, таких талантов как Евтушенко, Вознесенский, Ахматова или Окуджава не встретить.
В то же время сейчас нельзя говорить о кризисе русской литературы. Она вполне конкурентоспособна со ставшей очень популярной у российских читателей переводной. Впрочем, русской литературе не хватает "физиологичности в описании физиологических процессов". Также создается ощущение, что современные авторы совершенно не знают жизнь, а если и знают, то об этом предпочитают не писать. Многие из них пытаются изображать Марселя Пруста, воссоздавая реальность в своих произведениях такой, какой она, по их мнению, должна быть. В то же время цель литературы - дать читателю новые сведение о современном человеке и о современном обществе.
В последнее время все больше говорят о ситуации капитуляции литературы. Да, толстые журналы проиграли в конкурентной борьбе со СМИ. Теперь они уже больше никого ни о чем не информируют, нет роли "властителей дум". Но каждый год на конгресс молодых писателей России приезжают от 150 до 200 человек. Каждый год в конкурсе "Дебют" участвуют по 30 тысяч начинающих литераторов. Поэтому нельзя говорить о капитуляции.
Кроме того, на встрече была затронута извечная проблема богоизбранности писателя и цели его творчества. "Духовность человека не зависит от места его жительства. Пусть это Москва или сельская глубинка. Настоящий литератор способен творить везде", - отметил Сергей Чупринин.
>
Комментарии 0