Премьеру предлагают реформировать правительство
08 ноября 2012, 11:17, ИА Амител
Авторы доклада утверждают, что органы
исполнительной власти представляют собой "невнятную мешанину из агентств, служб
и департаментов с самыми разными полномочиями, зачастую непредсказуемыми для их
же сотрудников". Алгоритмы взаимодействия между российскими ведомствами
сравниваются со сложными "древними китайскими церемониями". "О разумности
решений свидетельствует то, что исправлять их то и дело приходится первым
лицам: больше некому, хотя размножение бюрократии вызывает ностальгию и по
царской, и по советской России", — говорится в докладе.
Михаил Делягин уверен, что пути оздоровления
общеизвестны.
— Прежде всего, пора разграничить сферы
ответственности. Министр должен быть хозяином в своей области и нести полную
ответственность за свои решения, — заявил он.
Он полагает, что структура министерств
устарела: в частности, все "отраслевые министерства должны быть
безжалостно
включены в состав Минэкономразвития (единственное исключение в силу
специфики — Минатом, который должен быть восстановлен), антимонопольная
служба должна
поглотить службу по тарифам и стать полноценным министерством".
Институт проблем глобализации предлагает
аппарату правительства жестко наказывать министерства-нарушителей, если
межведомственные согласования не выполняются в короткие сроки.
Кроме того, нужно ликвидировать "разделение
функций между министерствами, "вырабатывающими политику", осуществляющими
контроль за службами и "предоставляющими услуги" агентствами. Подобное
разделение "парализует созидательную деятельность и служит лишь
безответственности чиновников", написано в документе.
"А лукавая практика передачи функций
госуправления на аутсорсинг специально создаваемым структурам должна быть
пресечена везде, где служит инструментом удорожания оказываемых государством
услуг и безответственности чиновников, то есть почти везде", — сказано в
документе.
Авторы хотят изменить практику ведомственного
контроля. Только силовые структуры должны сохранить департаменты собственной
безопасности. Для всех остальных "действенный контроль должен быть внешним и
осуществляться как существующими структурами вроде Счетной палаты, прокуратуры,
Росфинмониторинга, так и специальными структурами, подчиненными лично
президенту России и созданными за счет объединения существующих ведомственных
служб", говорится в докладе.
Не обошли стороной и вопрос электронного
документооборота. В институте полагают, что не только документооборот, но и сам
процесс принятия решений должен быть переведен в электронную форму.
Глава
Института современного развития Игорь Юргенс напомнил "Известиям", что в
начале 2000-х годов в рамках административной реформы подобные меры уже
предлагались ее разработчиками.
—
Что-то было взято правительством, трехуровневая система была создана,
она доказала свою недееспособность, неудобство. У нас всё это быстро
приходит в несоответствие из-за суперцентрализации, из-за того, что все
борются за финансовые потоки и меньше всего думают о том, как доставить
населению важную услугу, — рассуждает он.
— Можно сколько
угодно писать писем Медведеву, можно долго создавать Открытое
правительство, можно Делягину бороться за мелкие косметические
реформы, — говорит Юргенс, — это всё не получится, пока мы не проведем
подлинную политическую реформу, так, чтобы не соединять автократическое
государство с демократическим.
С ним согласен гендиректор совета по национальной
стратегии Валерий Хомяков, который также в целом поддерживает идеи авторов из Института
глобализации, но считает, что они не сказали в своем докладе о наиболее важной
проблеме.
— Наша система власти, конечно, подлежит
серьезному пересмотру, она слишком централизована. Я бы поддержал, если
бы авторы проекта написали о том, что нужно вернуться к федерализму, что
надо
начинать именно с местного самоуправления, чтобы субъекты федерации были
более
самостоятельными в экономическом плане, а не зацикливались на центре.
Необходимо ведомства, агентства и всю экономическую составляющую (в том
числе
внешнеэкономическую) передать на региональный уровень, чтобы губернаторы
занимались созданием своих экономик. Чтобы экономика России была не
просто
экономикой одной страны, а суммой региональных экономик, — заявил
эксперт.
Видит здравое зерно в докладе Делягина и политолог Алексей Мухин.
—
К примеру, предложение, касающееся службы собственной безопасности, —
это непременное условие существования любого ведомства или корпорации.
Что касается предложения создать структуру извне, подчиненную
президенту, эта идея существует давно и сейчас в нескольких центрах
работают над тем, чтобы сделать соответствующие предложения президенту, —
говорит эксперт.
Предложения Михаила Делягина лишь одна из
частей видимого айсберга, которые надвигаются на верховную власть в виде
целого ряда доклада, предложений со стороны экспертного сообщества,
добавляет Мухин. По его мнению, все предложения доклада "необходимо
воспринять и, проработав, воплотить в жизнь".
— Иначе
получится, что обратной связи с обществом, особенно с экспертным
сообществом, у верховной власти нет, а это беда, — полагает политолог.
Комментарии 0