Президент дал правительству год на создание госфонда по утилизации

07 мая 2013, 09:38, ИА Амител

Государственный внебюджетный фонд для аккумулирования средств утилизационного сбора должен быть создан до 1 мая 2014 года. К этому же сроку должны быть подготовлены и все необходимые документы, определяющие поэтапность введения утилизационного сбора, перечень товаров, с которых он будет собираться, а также нормативы утилизации. Такое поручение президент страны Владимир Путин дал правительству в апреле, рассказал Известиям источник в администрации.

Федеральный закон, положения которого должны экономически стимулировать переработку и утилизацию отходов жизнедеятельности и производства, думали принять еще этой весной. Предполагалось, что будет установлен утилизационный сбор со всех импортных товаров — собранные таким образом финансовые средства пойдут на развитие и финансирование отрасли переработки и утилизации коммунальных и промышленных отходов (ТБО — твердые бытовые отходы).

Принятие закона замедлилось во многом из-за лоббизма со стороны руководства госкорпорации "Ростехнологии" и Национального союза предприятий по переработке ТБО "Инэкотехнологии". Так, глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов настойчиво предлагал создать негосударственный фонд на базе саморегулирующейся некоммерческой организации предприятий по переработке ТБО. По мнению руководства "Ростехнологий",  накопление средств утилизационного сбора в государственном фонде может создать в будущем проблемы со странами — участницами Всемирной торговой организации, в которую Россия вступила в 2012 году.

Поручение президента расставило все точки над i в вопросе создания госфонда.

— Совершенно однозначно, что окончательное решение принято. Фонд будет государственным, а утилизационный сбор — определен бюджетным кодексом. В соответствии с законодательством: размер, порядок взимания и расходования средств данного сбора должны устанавливаться только федеральным законом, а не подзаконными актами, в том числе чтобы исключить возможные манипуляции. Решение президента, по сути, говорит о необходимости глубокой переработки текста федерального закона "Об отходах производства и потребления" и поправок к нему, поскольку ни в одной из имеющихся на сегодняшний день официально внесенных редакций порядок взимания и расходования средств утилизационного сбора даже не упоминается. Это подразумевает и такой большой срок, отведенный на исполнение поручения, — целый год на выработку и внесение фактически новых положений закона, — отмечает руководитель комиссии по экологии социальной платформы "Единой России" Роман Романов.

Пока депутаты затрудняются назвать размер сбора, но предполагают, что общий объем будет на порядок превышать общий объем утилизационного сбора с автотранспорта. Если Минпромторг предполагает собрать за период 2013–2020 годов порядка 440 млрд рублей утилизационного сбора с автотранспорта, то размер госфонда составит порядка 4–5 трлн рублей.

— Сейчас важной задачей является найти золотую середину, — поясняет Роман Романов. — Необходимо, чтобы и полученных средств хватило для решения поставленных задач по переработке отслуживших свое товаров и упаковки и чтобы сбор не оказался слишком значительным — ведь в конечном итоге платить его будет покупатель товара. Важно, чтобы в законе сохранилось наличие альтернативы для производителя и импортера, они или платят утилизационный сбор, или сами обеспечивают утилизацию своей продукции. 

Эксперт УК "Финам" Алексей Захаров не разделяет оптимизма законотворцев. По его мнению, для создания эффективных систем по переработке отходов потребуются годы, а также необходимо постоянное внимание власти к этой проблеме, иначе результата не будет.

— Несложно ввести новый сбор или акциз, — говорит Захаров. — Но как минимум в ближайшие годы никаких практических результатов мы не увидим. И высока вероятность того, что будет как с утилизационным сбором на автомобили: сбор введут, деньги собирать с населения будут, а инфраструктуры переработки мусора так и не появится. Ведь с автомобилями как получилось — на всю Россию всего 10–15 предприятий с необходимыми технологиями и оснащением, а компаний в программе участвовало более 50. Куда они дели якобы утилизированные автомобили, никто и не выяснял. А еще нельзя исключать возможность того, что введение утилизационного сбора добавит 3–4% к стоимости товара, а производитель добавит еще 1–2%, так сказать, про запас.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров