«Примагнитили» рынок: как федеральный ритейлер конкурирует с алтайскими сетями
04 декабря 2014, 13:46, ИА Амител
За последние полгода с момента своего прихода в Алтайский край "Магнит" открыл почти два десятка магазинов. Ритейлер ещё только присматривается к региону, но это уже "разведка боем", который должен стать последним. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей, опубликованной в журнале "Капиталист":
"Крадущийся тигр, затаившийся дракон"
До появления "Магнита" в Алтайском крае, здесь в формате магазинов "у дома" на грани монополизма властвовала продуктовая сеть семьи Ракшиных — крупнейший и самый динамично развивающийся бизнес в регионе. За 20 лет "Мария-Ра" открыла 700 магазинов по Сибири и останавливаться на достигнутом она не собирается. Не проходит и пары дней, чтобы ритейлер не отрапортовал о начале работы новой точки — Барнаул, Прокопьевск, Северск, Топчиха, Камень-на-Оби, Малоугренёво, Верх-Суетка и т. д. Но все эти магазины ограничены лишь Сибирью, а "Магнит" представлен по всей стране и больше "Марии-Ра" почти в десять раз. Количество его точек уже давно перевалило отметку в 9 тысяч, включая дрогери-магазины и гипермаркеты.
"Магнит" на Алтае ведёт себя как затаившийся в прыжке тигр. Рывок в развитии сети случится чуть позже, а пока компания изучает новый для себя регион, идя в след за своим главным местным конкурентом. "Магнит", к примеру, открыл первый магазин в Барнауле буквально через стенку от "Марии-Ра", да и офис себе подобрал в 100 метрах от штаб-квартиры алтайской компании.
— В Томске они ["Магнит" — прим. ред] умудрились, например, купить над нами второй этаж в здании. В Барнауле мы оказались дверь в дверь с ними. В здании на улице Эмилии Алексеевой мы арендуем помещение, а они купили. У них вход в магазин был с краю, а они его перенесли вплотную к нашим дверям, — пояснил "Капиталисту" Александр Ракшин. — Однако мы на 4% в этой точке приросли в товарообороте после их открытия. Уникальный случай, я даже не думал, что так будет. Да и они, наверное, на это не рассчитывали. Кстати, когда мы узнали, что "Магнит" собирается купить помещение, я общался с собственником, уговаривал его делать ремонт, да и сами вложили немало денег, "прихорошились". Это и есть конкурентная борьба, которая двигает общество вперёд.
Не торопясь и не форсируя события, "Магнит" начинает "вытеснять" с рынка менее удачливых торговцев. Обанкротившаяся "Тереза" на Взлётной улице, полупустой "Аэропорт" в "Пассаже" на Старом Базаре — краснодарцы заняли эти места. Для расширения сети приходится брать те помещения, которые есть. Зачастую даже с прицелом на будущее.
— Одним из самых важных преимуществ в бизнесе является место. Во всех населенных пунктах, где компания намерена развиваться, надо стараться застолбить за собой все ключевые места, где аккумулируются транспортные и человеческие потоки, — говорит в интервью газете "Свободный курс" исполнительный директор сети "Мария-Ра" Александр Яблонский. — "Магнит" — федеральная сеть со своими чёткими стандартами, но она пока не анализирует специфику местного рынка. В Сибири им придётся нелегко, так как конкуренция здесь достигла серьёзного уровня. Все, кто связан с торговлей, знают, что "Магнит" — это крупнейшая сеть с высокой рыночной стоимостью. Но покупатели этого не знают, а ничего нового эта фирма им не предлагает. Хотя конкурировать с ними ценой нам, конечно, будет сложно.
Известно, что сеть начала активно присматриваться к местам размещения мелкой розницы — киоскам и павильонам. Такую информацию подтверждают барнаульские власти, говоря о том, что "Магнит" проявил интерес к аукционам, на которых распределяются подобные площадки. Если краснодарцы со своими ресурсами действительно возьмутся за это дело, то нынешним уличным торговцам будет уже не под силу сохранить места.
Сельский ритейл
"Магнит" начал строить алтайскую сеть, в том числе, с Тальменки и Топчихи. Это говорит о том, что сельская местность рассматривается федералами довольно перспективно. До сегодняшнего момента в райцентры и крупные сёла выходили: "Мария-Ра", новосибирцы с "Холди", а также бийский "Аникс" со своей франшизой "Корзинка". Очевидно, что потенциал деревенской розницы ещё до конца не исчерпан, если торговые сети готовы усложнять свою логистику и перестраивать бизнес-модель ради небольших населённых пунктов. В крупнейших городах конкуренция всё равно выше.
По состоянию на декабрь 2014 года, "Магнит" уже открыл точки в Павловске, Топчихе, Тальменке, Косихе — в часе езды от Барнаула. В планах есть и другие сёла, а также города — Славгород и Рубцовск.
Официально объявленная стратегия "Магнита" — открывать до 250 магазинов в год в населённых пунктах с численностью от 5000 человек. Право на гипермаркет может получить даже небольшой город с 50 тыс. жителями. Примечателен факт, что первый алтайский гипермаркет открылся всё же не в Барнауле, а в Камне-на-Оби. Хоть это и город, но масштабы несопоставимы со столицей края.
"В большинстве своём в районах края открываются дискаунтеры, так как этот формат магазина предполагает низкие цены. Как показывает опыт, именно такие магазины наиболее востребованы в населённых пунктах, где средний доход жителей меньше, чем в крупных городах", — пояснил "Капиталисту" представитель компании "Холидей" Александр Постоев.
"You`re next!"
Один из самых неожиданных для алтайского ритейла проектов, который хочет развивать "Магнит" в регионе, касается сегмента хозтоваров и косметики. У сети есть более 1000 магазинов по всей стране, которые работают под вывеской "Магнит Косметик". О том, что они появится и на Алтае, было известно ещё весной 2014 года.
Краснодарская сеть Сергея Галицкого замахнулась на конкуренцию с сетью "Новэкс" алтайских предпринимателей Филипчуков. В ассортименте "Магнит Косметик" более 3,5 тыс. позиций: предметы гигиены, бытовая химия, косметика и парфюмерия. Во многом это пересекается с "Новэксом". Впрочем, дальше объявления планов пока дело не дошло. Эта "битва" торговых сетей ещё только предстоит в будущем.
Возвращаясь к продуктовой рознице, сам Галицкий говорит, что территориальная экспансия "Магнита" скоро закончится, а Сибирь станет заключительным этапом на пусти к цели компании. Таким образом, "Мария-Ра" — последний серьёзный конкурент для краснодарцев.
— Как конкурировать с "Марией-Ра"? Получить простые ответы в бизнесе невозможно. Мы хотим быть лучшими в России, поэтому наша задача — обыграть конкурентов на их поле всеми законными методами, — поделился своей стратегией владелец сети "Магнит" Сергей Галицкий в интервью журналу "Сноб". — Мы закончим на Сибири и дальше уже не пойдём.
Несколько лет назад в регионе ещё ходили слухи, что "Магнит" может выкупить сеть семьи Ракшиных и на её базе построить уже свою, но сделка не сложилась по ряду причин. Как говорят в "Марии-Ра", это было невозможно в принципе, так как сеть не продаётся. Поскольку запаса прочности хватит обоим ритейлерам, сегмент местного рынка, в котором они работают, будет когда-нибудь разделён на двоих. Осталось только понять в какой пропорции.
Комментарии 0