Продукты «второй свежести»: что мы покупаем в супермаркете
21 апреля 2013, 14:57, ИА Амител
Помидоры живут три месяца
"Салатики мешайте в течение дня, а то майонез заветривается и они выглядят плохо, - предупреждает меня заведующая отделом рыбных изделий и салатов. - А соленья не трогайте. У них срок годности три месяца". "Эти помидоры с огурцами на прилавке так три месяца и стоят в открытых вёдрах?" - "Ну да, если не разбирают, так и стоят".
По истечении срока годности салаты якобы сдают на утилизацию. Это обязанность ночных продавцов. Но жизнь готового салата - 24-32 часа, и далеко не все раскупаются. Новоиспечённые коллеги во время обеденного перерыва рассказали мне, что "ночные феи" волшебным образом продлевают жизнь салатам на сутки - просто меняя дату производства на лотке.
"Икру никому в руки не давайте! - продолжается инструктаж. - Несите сразу на кассу, а то недосчитаетесь. И карпов вылавливать потренируйтесь". С первого взгляда работа кажется не такой уж плохой. И пусть сначала платят всего 16 тыс. руб. в месяц за график "два через два" и 12-часовой рабочий день... Зато бесплатно кормят по утрам манной кашей, дают обед с первым-вторым (не из продуктов "второй свежести"!) и компотом, а вечером - чай с булочкой.
Реанимация еды
Между ящиками с продуктами бегают крысы - это первая и, пожалуй, самая невинная "неприятность" из тех, с которыми мне довелось столкнуться. Наконец дали первое задание: нужно смешать салат с майонезом! Салатик был просроченным и уже с лёгким душком - его-то и надо нейтрализовать с помощью ядрёного запаха майонеза.
Выяснилось, что свежая охлаждённая рыба лежит на открытом (!) прилавке, припорошенная льдом, до 14 суток. К ней докладывают карпов, отправившихся на тот свет в магазинном аквариуме, и продают как охлаждённый товар. Всё это я узнала за один рабочий день в единственном отделе сетевого супермаркета среднего класса. А что тогда творится в остальных?
Рассказать "АиФ" правду о том, ЧТО продают в супермаркетах, согласилась Оксана Н., бывшая сотрудница отдела контроля качества крупного торгового холдинга.
Тушка-старушка
- Начать стоит с того, что в магазин часто привозят уже неликвидный товар! Мясо поступает сюда уже тёмное и заветренное. Оно не тухлое, но и до стандарта не дотягивает. Определить по туше, свежая она или нет, приёмщик может на глаз, после чего обязан отправить её вместе с претензией назад поставщику. Но у закупщика или директора с поставщиком часто есть свои договорённости. И за хороший откат руководство магазина, не поморщившись, выкладывает на прилавок несвежий продукт. Если товар плохо продаётся, магазин пытается увеличить срок его реализации. Наши внутрисетевые исследования за 2010 год показали, что махинации со свежими продуктами (мясо, рыба) встречаются в 12% магазинов. Мясо замораживают, а потом продают размороженное как "охлаждённое".
Чаще всего от подлога сроков годности в магазинах "страдают" сыры и колбасы, фасованный товар и нарезка. Цепочка "фасовщик - администратор - директор" - замкнутый круг! Директор требует улучшения продаж от администратора, а тот, в свою очередь, отыгрывается на фасовщиках. Последние, как самое слабое звено, переклеивают ценники, чтобы продать побольше и уменьшить списания...
Просрочка на год
Администраторы часто "забывают" проверить товар, хотя должны делать это дважды в день. В итоге покупатель сталкивается с просроченными продуктами в заводской упаковке.
Однажды нам на "горячую линию" поступила заявка: женщина купила детское питание, накормила ребёнка, и у него случилось пищевое отравление. Она проверила сроки и обнаружила, что питание просрочено на 1 год. Мы с коллегой поехали разбираться в магазин, на который поступила жалоба. Я взяла первую попавшуюся банку, и она оказалась просроченной. Директор после жалобы покупательницы даже не удосужилась проверить товар! Холдинг выплатил покупательнице компенсацию за причинённый ущерб - и вы имеете полное право требовать того же.
Дорого - не всегда хорошо
Потребителю кажется, что в продуктовых магазинах класса люкс продукт гарантированно хороший, хоть и чрезмерно дорогой. Но и тут обман!
Импортное печенье и конфеты - товары, которые наиболее часто перефасовывают в дорогих продуктовых. Как правило, у них достаточно большие сроки годности, примерно 1-2 года. Но российские покупатели не склонны часто покупать конфеты за 3 тыс. рублей. Соответственно, просроченные вкусности перефасовывают в красивые пакетики, снимая заводскую упаковку, и продают под видом развесного товара. Утешает одно: иностранные производители всегда ставят сроки годности "с запасом" минимум месяц.
Столичные супермаркеты разных ценовых категорий допускают много нарушений не только по качеству продуктов, но и по ведению документации, пожарной безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических норм. И что вы думаете - недавно я узнала, что отдел соблюдения стандартов в нашей компании расформирован... за ненадобностью! Это значит, что покупателю приходится надеяться только на себя.
Комментарии 0