"Прогресс" стартовал с Байконура
21 апреля 2012, 08:42, ИА Амител
Приблизительно через девять минут после старта произошло отделение третьей ступени ракеты-носителя и раскрытие солнечных панелей корабля. "Прогресс М-15М" вышел на промежуточную орбиту и направляется к Международной космической станции (МКС). Нынешний запуск "Прогресса" - второй в этом году и 47-й по счету.
Экипажу МКС предстоит принимать российский грузовик в воскресенье. Как ожидается, он причалит к стыковочному модулю "Пирс" в 18.41 мск. На его борту топливо и оборудование, кислород, вода, одежда, продукты питания, а также научная аппаратура - новые детекторы для манекена "Матрешка", с помощью которого исследуют влияние космической радиации на человека.
"Прогресс" доставит космонавтам порцию свежих овощей и фруктов и гостинцы от близких, а также подарок ко дню рождения будущего командира МКС Геннадия Падалки. Пока он еще на земле - готовится к старту на корабле "Союз ТМА-04М", но 21 июня, в день своего 54-летие, будет работать на орбите. Вместе с ним 15 мая на МКС отправятся россиянин Сергей Ревин и астронавт НАСА Джозеф Акаба.
"Прогрессы" считаются наиболее надежными
В настоящее время на МКС трудятся три россиянина - Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и Олег Кононенко, а также астронавты НАСА Дэниел Бербанк, Дональд Петтит и голландский астронавт Андре Кейперс. Менее месяца тому назад, 29 апреля, Кононенко и Кейперс встречали грузовик Европейского космического агентства ATV-3 "Эдоардо Амальди", запущенный 23 марта из Гвианского космического центра в Куру (Французская Гвиана). Он доставил на МКС более 6 тонн топлива, воды, воздуха и сухих грузов. Аппарат состыкован со служебным модулем "Звезда" российского сегмента станции.
А через полторы недели, 2-3 мая, экипажу МКС предстоит поработать со следующим грузовиком - на этот раз первым в истории коммерческим транспортным аппаратом "Дрэгон” (Dragon) американской фирмы SpaceX. Его старт на борту ракеты-носителя "Фэлкон-9" (Falcon-9) запланирован на 30 апреля с базы ВВС США на мысе Канаверал (штат Флорида). Стыковать аппарат будут только в случае успешного тестового подлета и сближения со станцией. Если все пойдет по плану, стыковку планируется осуществить с помощью манипулятора МКС с причалом американского модуля Harmony, к которому раньше стыковали шаттлы.
Несмотря на нынешнее разнообразие грузовых кораблей, российские "Прогрессы" по-прежнему считаются наиболее надежными. В частности, по той причине, что они обладают и автоматическим, и ручным режимом стыковки. "Прогресс" - по сути тот же корабль "Союз", но вместо спускаемого аппарата и бытового отсека на нем установлен единый грузовой невозвращаемый отсек, в который помещают мусор, затопляемый вместе с кораблем после расстыковки.
Мануальный режим управления "Прогрессом" позволяет в случае отказа системы управления движением вручную стыковать корабль со станцией. Тогда оператор находится внутри МКС и с помощью видеокамеры, установленной на грузовике, управляет им, словно сидя в "Прогрессе". Европейские корабли ATV и японские HTV аналогичной резервной системы управления не имеют.
Комментарии 0