Протоиерей Павел Адельгейм: новые нормы гражданской жизни несут в себе очевидные опасности
08 июля 2013, 10:14, ИА Амител
Языческий мир (все народы, кроме иудеев), в том числе греческий и римский, признавал многоженство и наложничество, однополые отношения, скотоложство и проч. Сексуальную свободу ограничивали только правовые последствия, - так считает протоиерей Павел Адельгейм, член попечительского совета Свято-Филаретовского института. Его слова цитирует "Взгляд":
- Языческий мир (все народы, кроме иудеев), в том числе греческий и римский мир, признавал многоженство и наложничество, однополые отношения, скотоложство и проч. Сексуальную свободу ограничивали только правовые последствия, возникающие для имущественных, наследственных, потомственных отношений. Христианская традиция внесла запреты и строгий порядок в условия брака:
1. Соединение двух полов – мужчины и женщины. Это условие диктует продолжение рода. Однополые браки ведут в тупик.
2. Запрещается кровосмешение. Муж и жена не должны быть из одного рода. Продолжение рода требует обновления крови, иначе начинаются генетические болезни и вырождение.
Христианская традиция упорядочила брачные отношения в культурном пространстве Европы и России. Возникали издержки. Например, ограничены в правах "незаконнорожденные" дети. Для православной России выглядело странно, что дети расплачиваются своей судьбой за грехи родителей. К издержкам христианского брака можно отнести право господина учреждать браки крепостных. Это изуверство возвели в норму. Церковь обходила такие проблемы молчанием.
Обе проблемы разрешились через изменение общественного сознания. Государство провело реформы, отменило крепостное право и уравняло в правах граждан, рожденных в браке и вне брака. Эти изменения вполне отвечают христианской этике.
В настоящее время меняется отношение общественного сознания к браку. Новые поколения считают брак устаревшей формой отношений, ищут новые формы: свободную любовь, брачные контракты, однополые браки и проч. Христианское, иудейское и мусульманское сознание не принимает однополый брак и считает грехом. На первых порах советское государство пыталось заменить семидневную неделю на пятидневную. Ничего не получилось. Человеку изначально присущ некий жизненный ритм, который нельзя изменить. Гражданская позиция разошлась с церковной по поводу календаря. Западная церковь приняла григорианский календарь, разделив православный и католический мир. До Петра I в России жили по единому календарю государство, церковь и школа. В 1700 году Петр I перенес Новый год на 1 января. Церковь и школа продолжали праздновать Новый год 1 сентября. Ленин ввел григорианскую поправку на 14 дней. Гражданский, церковный и школьный Новый год разделились. Церковь твердо держится юлианского календаря, сохраняя консервативные позиции, которые имеют под собой авторитетные и разумные основания. В. В. Болтов полагал, что Православная церковь исполняет важную миссию, сохраняя юлианский календарь, чтобы обеспечить остальному миру возможность вернуться к нему как гораздо более удобному во всех отношениях. Установившиеся веками традиции постепенно меняются, но в пределах, не позволяющих повредить самой сущности человека.
Можно ли нравственные проблемы решать средствами права? У этики есть свой судья – совесть. Она может решать свои внутренние проблемы и оперирует такими категориями, как любовь и долг, свобода и ответственность. Общественные проблемы совесть не решает. Она не имеет формальных критериев и требует либо правовой, либо религиозной опоры и санкции. Законы указывают границы свободы и долга, права и ответственности. Правительства разных стран, живущих в одном культурном пространстве, пока не пришли к единому мнению в признании однополых браков, их правовой и моральной допустимости. Постепенно государства одно за другим признают их. Правовое государство предоставляет гражданину право свободно выбирать возлюбленного. Как ни удивительно, христианские общества тоже поддерживают регистрацию и даже венчают однополые браки. Общественное сознание подвергается существенным изменениям. Преступление не всегда бывает грехом, а грех не всегда является преступлением закона.
Сознание неизбежно меняется со временем, что-то теряется, что-то приобретается. Меняются эпохи, меняются условия, меняются отношения. Однако есть в человеке неизменная сущность, которой опасно касаться. Это как капитальные стены в доме. Перегородки можно ставить и убирать, а капитальные стены нельзя трогать, иначе дом рухнет. Библейские основы брака сохранятся, пока существует человек. Наряду с ними могут существовать другие отношения на правовой основе. Они противоречат божественному Откровению и не получат церковной санкции. Поначалу они не вписываются в традиционное сознание, но со временем могут быть приняты как новые нормы гражданской жизни. Одни несут в себе очевидные опасности, возвращая наше сознание в тот языческий мир, из которого нас некогда вывело христианство, – мир неограниченных сексуальных утех. Другие нормы исправляют древние заблуждения.
Комментарии 0