Распространенность курения среди женщин в России стремительно растет
07 апреля 2010, 07:17, ИА Амител
Первый зампред комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Николай Герасименко обратил особое внимание на то, что присоединение России к рамочной конвенции ВОЗ 2 года назад осталось формальностью и вообще никак не повлияло на ситуацию с табакокурением. Наша страна по-прежнему остается крайне привлекательным рынком сбыта продукции, наносящей вред здоровью. Компании, производящие "продукты смерти", вытесняются из цивилизованных стран и направляют свои лоббистские усилия на рынки Восточной Европы, в частности, на российский. Именно в России действует "режим наибольшего благоприятствования" для таких компаний.
Согласно данным, озвученным Николаем Герасименко, за 10 лет (с 1996 по 2006 гг.), в России практически удвоились следующие показатели: производство сигарет, потребление сигарет и смертность. "Соответственно, имеет место прямая корреляция этих показателей", – сказал Н. Герасименко. – Закон об ограничении курения табака, принятый в 1998 году не без участия табачных лоббистов, должен быть пересмотрен".
"Самое страшное – это то, что пассивному курению подвергается 82% населения, – заявил Николай Герасименко. – 56% детей и подростков живут в курящих домах… В год от курения у нас умирает уже не 400 тысяч, как 2 года назад, а уж 500 тысяч человек, по некоторым данным. При этом в 94% табачного рынка принадлежит западным табачным компаниям, и они получают свой доход за счет наших погибших мужчин, женщин и детей".
На самом деле изменить ситуацию очень просто, считает Николай Герасименко. Для этого достаточно пойти по пути цивилизованных стран и использовать методы, доказавшие свою эффективность, а именно: минимизировать риск пассивного курения, введя полный запрет на курение в общественных местах; повысить акцизы и цены на сигареты; изменить упаковку и маркировку – на пачках должна содержаться иллюстрированная информация о последствиях табакокурения, надо прекратить выпускать гламурные сигареты; ввести полный запрет на рекламу, стимулирование продаж и спонсорство.
По мнению зампреда комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Маркова, в 90-е годы транснациональные табачные корпорации одержали серьезную победу в России. "Хорошо, если тема здоровья нации станет сейчас для наших партий основой предвыборной борьбы… По сути эта борьба станет тестом на жизнеспособность России. И если мы проиграем в этой борьбе, то нация погибнет. Пьяные алкоголики и наркоманы не смогут заниматься ни модернизацией экономики, ни чем-то еще", – заявил Марков.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в последнее время маркетинговые стратегии табачных компаний направлены в основном на подростков и молодых женщин. По мнению участников слушаний, это можно расценивать как серьезную угрозу национальной безопасности.
Распространенность курения среди женщин в России стремительно растет. Под ударом оказываются молодые работающие женщины, особенно в мегаполисах, т.е. самая экономически успешная часть женского населения России. Ожидается стремительный рост женской смертности, связанной с курением и падение продолжительности жизни женщин в ближайшие десятилетия.
Среди женщин наблюдается резкий рост смертности от рака легкого, при этом причиной 85% всех случаев рака легкого и 95% смертей от рака легкого среди женщин является курение. У женщин-курильщиц риск развития рака легкого возрастает в 13 раз по сравнению с некурящими женщинами.
Курение беременных женщин – прямая угроза для младенца.
Курение матерей дома приводит к пассивному курению детей. Для детей 12 лет и младше при активном курении матери вероятность перенимания привычки возрастает в 3,6 раза по сравнению с детьми некурящих родителей. У подростков 13 лет и старше вероятность повышается в 1,7 раза.
Участники слушаний выступили в поддержку антитабачной рекламной кампании "Все равно?", вызвавшей большой общественный резонанс. По мнению экспертов, рекламные стратегии табачных производителей, продающих сигареты как нечто связанное с модой, стилем, общением и красотой, весьма циничны, ведь табак убивает. Социальная реклама, которая показывает курение без шика и блеска, необходима, заставляет задуматься и действительно помогает снижать число курящих людей. Помимо социальной рекламы, есть и другие меры, которые необходимо принять в ближайшее время.
По итогам слушаний была создана рабочая группа, которая выработает рекомендации по снижению распространенности курения среди женщин и защиты женщин от агрессивного маркетинга табачных компаний. Документ будет направлен на рассмотрение в Госдуму РФ.
Кроме того, как заверила собравшихся председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева, на ближайшей встрече с премьер-министром Владимиром Путиным будет остро поставлен вопрос о значительном повышении акцизов на табачную продукцию. Участники слушаний высказали единогласное мнение о том, что во время кризиса повышение акцизов на продукцию, наносящую вред здоровью, может стать здоровой альтернативой повышению налогов для простых граждан и увеличению налогового бремени на предприятия малого и среднего бизнеса.
Комментарии 0