"Расскажи мне про покупки...": ФАС проверит закупки Министерства образования
11 ноября 2014, 13:13, ИА Амител
Общественное движение "Обрнадзор" совместно с экспертами в области
госзакупок и коррупции проанализировали 223 государственных заказа
Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки РФ. На основании полученных данных был
подготовлен экспертный доклад "Реестр сомнительных госзакупок в сфере
образования" (имеется в распоряжении "Известий"), согласно которому
коррупционная составляющая может присутствовать в более чем 165 заказах
министерства на общую сумму 3,4 млрд рублей. Доклад вместе с запросом
давнего оппонента министра образования депутата Госдумы Владимира
Бурматова ("Единая Россия") направлен в Федеральную антимонопольную
службы (ФАС) для проверки.
Руководитель движения Алексей
Монахов пояснил, что анализ осуществлялся только по базовым
антикоррупционным критериям, в связи с чем реальные цифры могут быть и
выше.
— Результат очень удивил, потому что мы использовали
только базовые антикоррупционные критерии в этом исследовании. По
основным показателям 80% госзакупок в сфере образования имеют признаки
сомнительных. Соответственно, можно представить, какой был бы результат,
если бы использовались все критерии, в том числе "обоснование
необходимости", — пояснил эксперт. — Например, многомиллионный заказ на
совершенно несложный предмет услуг, а желающий на этот конкурс пришел
только один. Почему? Потому что рынок знает, что участвовать бесполезно,
найдут лишнюю или недостающую запятую — потеряешь деньги, а победитель
уже назначен.
По мнению общественников, сомнительными являются
и те конкурсы, в которых победителями становятся не компании,
предлагающие наилучшую цену, а подведомственные министерству учреждения.
—
Другой пример. Пришли четыре участника. Половина — подведомственные
учреждения, говоря на деловом языке, дочерние компании министерства.
Цены у этих компаний ниже на 2–4% от начальной, а два других участника —
известные крупные коммерческие компании со снижением цены на 40–50%.
Как показала практика, к конкурсу их либо не допустят, либо отдадут
второе место. Наверное, потому что деньги должны оставаться в "семье".
Отсюда следует другой пример критерия. Коммерсанты себе в убыток
работать не станут и предлагают реальную цену, в которую с большой
скидкой заложена и норма прибыли. По этому критерию легко рассчитать
минимальный уровень коррупционной составляющей — это разница между
ценовыми предложениями независимой крупной и известной на рынке компании
и аффилированного победителя конкурса с минимальным снижением. Куда
идет эта разница, нетрудно догадаться. В целом исследование говорит о
низком уровне эффективности расходования государственных средств, —
подытоживает Монахов.
Например, в июле 2014 года Министерство
образования провело открытый конкурс на право заключения
государственного контракта на сумму 28,8 млн рублей для выполнения работ
по теме: "Разработка концепции развития информационно-технологической
инфраструктуры сферы науки и технологий". В конкурсе приняли участие
четыре организации, при этом ФГОБУ "Финансовый университет при
правительстве РФ" предлагало выполнить работу за 15 млн рублей. Однако
победителем стало ФГАУ "Государственный научно-исследовательский
институт информационных технологий и телекоммуникаций", предложившее
цену на 800 тыс. меньше заявленной министерством. Стоит отметить, что
оценка второго учреждения была выше первого лишь на 2%. Однако
министерство согласилось переплатить за эту "эффективность" 13 млн.
Депутат
Госдумы, первый заместитель председателя комитета ГД по образованию
Владимир Бурматов намерен ознакомить министра образования с результатами
исследования.
— Итоги доклада подтвердили наши самые худшие
опасения о нерациональном расходовании бюджетных средств. Впрочем, в
этом Министерство образования упрекали уже не единожды. Цифра 80%
шокировала даже меня, — признался депутат "Известиям". — Это,
безусловно, возможные свидетельства коррупционных проявлений. Сегодня
коррупция является основной проблемой Министерства образования. Я так
понимаю, что этот процесс просто удобен всем и бороться с ним никто не
собирается. В связи с этим я направляю данный доклад господину Ливанову,
чтобы он имел возможность с ним ознакомиться. А в среду, когда он будет
отчитываться перед парламентом на заседании Госдумы, я собираюсь задать
ему вопрос — как он намерен и намерен ли вообще бороться с коррупцией
внутри ведомства?
Депутат также добавил, что копия доклада
будет направлена руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю
Артемьеву, а в случае выявления нарушений законодательства — и в
Генпрокуратуру.
— Считаю это необходимым, потому что так мы
сможем сэкономить миллиарды. В следующий раз, когда Ливанов задумается
лишать стипендии первокурсников для экономии денег, пускай лучше начнет
рациональнее расходовать десятки миллиардов, которые выделяются
министерству, — добавил парламентарий.
Верность выявленной
цифры подтвердили "Известиям" и другие эксперты. Член экспертного совета
при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции
Сергей Стрельников назвал ее общей и для других министерств.
—
Цифра в 80% мне кажется общей и следует из несовершенства
законодательства в данной сфере. Это общая тенденция. Виной тому
нынешняя система госзакупок, которая пытается решить одну проблему, а в
итоге только усугубляет коррупционную составляющую. Поэтому каких-то
особенностей, характерных именно для этого министерства я не вижу, —
отметил эксперт.
Директор Национального исследовательского
института проблем коррупции Сергей Сапронов также признал объективность
итогов исследования и посоветовал общественникам обращаться в
прокуратуру.
— Я уверен в том, что так оно и есть, потому что
это ситуация весьма стандартная для этого министерства. Как жили на
откатах, так и живут. Общественники молодцы, но необходимо эту
информацию донести до прокуратуры, чтобы они уже подробно рассматривали
каждый случай, — подчеркнул эксперт.
Прокомментировать результаты доклада общественников в ведомстве не смогли.
Комментарии 0