Росавиация: 6% запчастей на отечественных самолетах — контрафакт
20 марта 2013, 14:49, ИА Амител
Российская авиация испытывает серьезные проблемы с надежностью комплектующих для самолетов, их высокой ценой и не налаженной системой восстановления отказавших деталей, констатирует Росавиация в отчете. В связи с этим авиакомпании вынуждены использовать "комплектующие изделия с истекшими ресурсами и сроками службы", говорится в документе. Так, в ходе мониторинга, проведенного ГосНИИ гражданской авиации, установлено, что "в целом по отрасли 4–6% номерной документации на компоненты, прошедших процедуру электронной выверки, при оценке аутентичности признаются неутвержденными". Фактически это означает, что у этих запчастей отсутствует подтверждение легальности от предприятия-изготовителя или самого факта ремонта.
Проблема с ремонтом отечественного авиапарка настолько актуальна, что коснулась даже крупнейших игроков рынка. Так, в конце 2012-го службы "Аэрофлота" сами выявили случай установки "неаутентичных блоков заслонок двухканальных 3171А".
— По факту обнаружения внутренними службами "Аэрофлота" на воздушных судах Ил-96-300 изделий с неподтвержденной аутентичностью производства ОАО "ПКО "Теплообменник" проведено внутреннее расследование в соответствии с требованиями нормативной технической документации и внутренними документами компании. По результатам расследования произведена замена указанных изделий, после чего воздушные суда были допущены к полетам. В настоящий момент два воздушных судна Ил-96-300 находятся на техническом обслуживании, — рассказал представитель "Аэрофлота".
По данным Росавиации, в 2012 году проведена 221 плановая инспекционная проверка организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. На основании проверок аннулированы три сертификата соответствия, приостановлено действие сертификата 11 организаций, в семь — внесены ограничения. Всего сертификат на право выполнения технического обслуживания и ремонта авиационной техники имеют 374 структуры. Официально представитель Росавиации не стал комментировать данные, приведенные в справке.
Проверками воздушных судов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниям, но зарегистрированных за рубежом, занимаются авиавласти государства-регистратора. Практически все самолеты иностранного производства, за редчайшим исключением, зарегистрированы на Бермудах или в Ирландии. Таким образом, факты в материалах ГосНИИ касаются, скорее всего, самолетов российского и советского производства, находящихся в собственности авиакомпаний. Доля таких бортов в перевозках невелика: всего 4–5%, говорит независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко.
В целом отечественные суда, которых могла касаться проверка, есть в парке большинства российских авиакомпаний, говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Впрочем, он не исключает, что проверка могла касаться и иностранных судов, имеющих российскую регистрацию. Но самолеты, находящиеся в лизинге, лучше защищены от контрафакта, говорит эксперт.
— Когда западная лизинговая компания принимает самолет после лизинга, она проводит технический аудит. Если выяснится, что на машину были установлены контрафактные детали, это не только повлечет претензии к авиакомпании со стороны лизингодателя, но и станет известно на рынке. И в следующий раз этой авиакомпании самолет в лизинг получить будет очень сложно либо ставки будут очень высокие, — отмечает Гусаров.
Несмотря на то что проблема касается небольшой части самолетов, она имеет повсеместный характер, отмечает источник "Известий" в отрасли.
— Это практика на авиаремонтных заводах, которые ремонтируют советскую технику. В процессе работы у них "образуется" какое-то количество деталей: осталось с советских времен, разобрали старый самолет. Вместо официального оформления "в белую" перебивают номера либо меняют номера в формуляре, где должны записываться все операции с деталью. Так получается гораздо дешевле, но по многим таким деталям сложно установить срок и интенсивность эксплуатации, — говорит собеседник газеты.
Практика была особенно распространена в 1990–2000-х годах в связи с отсутствием должного контроля за оборотом запчастей "советских" самолетов на авиаремонтных заводах, добавляет источник в отрасли.
Комментарии 0