Росфинмониторинг против пожертвований через терминалы

04 февраля 2013, 09:48, ИА Амител

Росфинмониторинг раскритиковал инициативу Минэкономразвития, позволяющую гражданам перечислять пожертвования благотворительным организациям или делать взносы в пользу социально ориентированных некоммерческих организаций через платежные терминалы. Свои претензии ведомство Юрия Чиханчина озвучило в письме министерству (есть в распоряжении "Известий"). Логика Росфинмониторинга сводится к тому, что платежные терминалы сейчас не позволяют должным образом идентифицировать клиентов, а НКО легко использовать для финансирования терроризма.

Предложение Минэкономразвития, которое вызвало негативную реакцию Росфинмониторинга, было внесено в правительство вместе с комплексом мер по поддержке социально ориентированных НКО до 2018 года. Контрольное ведомство не согласилось с позицией Минэкономразвития, которое хочет законодательно разрешить пожертвования через терминалы (соответствующие изменения предлагается внести в закон 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами"). Критика этой идеи изложена за подписью замдиректора Росфинмониторинга Александра Клименченка и адресована замминистра Минэкономразвития Олегу Фомичеву. 

Платежные терминалы не позволяют в полной мере обеспечить идентификацию граждан, указывает Росфинмониторинг, в рамках "антиотмывочного" закона (115-ФЗ). В соответствии с ним (п. 1 ст. 7), идентификация граждан не проводится при осуществлении операций по приему платежей на сумму до 15 тыс. рублей (или эквивалента в иностранной валюте). При этом, подчеркивают представители Росфинмониторинга, данная норма содержит исключение, по которому идентификация клиента проводится вне зависимости от суммы платежа, если у сотрудников банка, которые его проводят, возникает подозрение в нарушении гражданином 115-ФЗ. Клименченок отмечает, что использование платежных терминалов не позволяет выявить, осуществляется ли платеж в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или действительно идет на благотворительность. Поэтому использование терминалов должно быть исключено.

Второй аргумент ведомства Юрия Чиханчина сводится к тому, что "некоммерческие организации наиболее подвержены риску использования в целях финансирования терроризма". Клименченок ссылается на рекомендацию группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), где якобы описывается такой риск. Она звучит таким образом: "Особое внимание должно быть уделено анонимным технологиям при общении клиентов с банками". Учитывая возможность использования отдельных социально ориентированных НКО в противоправных целях, перечисления в их пользу не должны осуществляться через платежные терминалы, считает Клименченок. 

У Минэкономразвития — свои контраргументы. Оно апеллирует к тому факту, что деятельность по сбору пожертвований через платежные терминалы аналогична использованию традиционных ящиков для сбора пожертвований, поскольку последние также не позволяют идентифицировать жертвователя. В ведомстве отмечают, что сбор пожертвований через ящики — распространенная в большинстве стран мира практика, в России она закреплена законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". 

— Сбор пожертвований через терминалы легче администрировать (поскольку все операции проходят через банковский счет), и такой вариант даже более прозрачен, чем использование ящиков для пожертвований, — считают в Минэкономразвития. 

Вице-президент НП "Национальный платежный совет" Александр Наумов согласен с выводами Росфинмониторинга в том, что форма реализации такой поддержки не должна ухудшать ситуацию с преступностью. 

— Изменение только Федерального закона № 103-ФЗ может привести к неконтролируемому потоку анонимных платежей в адрес НКО, которые могут заниматься разной деятельностью, — подчеркнул Наумов. — Типологические отчеты о подозрительной деятельности, которые публикуются ФАТФ и ее региональными организациями, указывают на существование повышенных рисков использования НКО в качестве каналов легализации преступных доходов, даже в случае, если деятельность НКО заявляется как благотворительная. 

В этой связи применять в отношении любых НКО и их контрагентов упрощенные режимы идентификации было бы неправильным, считает собеседник "Известий". Сначала необходимо ограничить круг НКО, которые могут получать такие переводы без должной идентификации, а уж потом ее разрешать.  

Главный экономист ИК "Уралсиб Кэпитал" Алексей Девятов говорит, что средством идентификации могла бы стать банковская карта.

— Сейчас ряд терминалов принимает "пластик". Можно было бы закрепить на уровне закона право осуществлять благотворительные взносы в пользу НКО через терминалы только при помощи карты. 

В самих НКО поддержали позицию Минэкономразвития. 

— Росфинмониторинг преувеличивает масштаб проблемы, — указывает глава фонда помощи детям-сиротам "Здесь и сейчас" Татьяна Тульчинская. — НКО заключают договоры с операторами платежных терминалов, средства вносятся на счет НКО, о каком финансировании терроризма может идти речь? 

Этой же точки зрения придерживается президент фонда "Семья и детство" Светлана Руднева, отмечая, что внесение пожертвований через терминалы могло бы облегчить работу НКО. 

Тульчинская и Руднева подчеркивают, что НКО и так находятся под пристальным контролем со стороны банков. Поэтому опасения Росфинмониторинга излишни, говорят собеседницы "Известий". 

С ними согласны и банкиры.

— Как правило, для финансирования терроризма используются не НКО, а совсем другие каналы: деньги проводятся через фирмы-однодневки или офшоры. Речь в этих случаях идет о гораздо более внушительных суммах, нежели 15 тыс. рублей. Если в споре победит Росфинмониторинг, это мало поможет борьбе с терроризмом, — поясняет Алексей Девятов. 

Представители Росфинмониторинга отказались от комментариев. 

В Минэкономразвития "Известиям" пояснили, что министерство не изменило свою позицию и по-прежнему считает необходимым разрешить гражданам перечислять пожертвования благотворительным организациям или делать взносы в пользу социально-ориентированных НКО через платежные терминалы. Однако, как подчеркнули в ведомстве, "мы пока предложили только меру, а не механизм ее реализации".

 — Он может предусматривать минимизацию рисков, на которые указывает Росфинмониторинг. При этом следует учитывать, что речь идет о благотворительных организациях, для которых кроме общей для всех НКО отчетности предусмотрена дополнительная. У них также более жесткие условия по использованию имущества, — говорят в Минэкономразвития.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров