Россия на месяц заняла пост председателя СБ ООН
02 июня 2014, 14:38, ИА Амител
В июне, ровно на месяц, Россия становится председателем Совета Безопасности ООН. Таковы правила ротации для 15 стран-членов Совбеза. По совпадению, наше председательство пришлось на обострение гражданского противостояния на Украине. Логично предположить, что РФ не упустит возможность повлиять с высокой международной трибуны на украинскую ситуацию.
Впрочем, постпред РФ при ООН Виталий Чуркин не спешит раскрывать карты, которые разыграет Москва. Он прогнозируемо заявил, что приоритетами СБ на июнь станет ход ближневосточного урегулирования, положение в Йемене и Ливии, процесс химической демилитаризации Сирии, ситуация в Афганистане, а также в Кот-д'Ивуаре и Мали. Но в то же время дал понять, что без обсуждения украинского вопроса дело не обойдется.
По словам Чуркина, 11 июня Россия организует открытые дебаты о новых тенденциях в миротворчестве ООН. "Прежде всего, речь идет о таких новых моментах, как появление "силовых" мандатов у многих операций по поддержанию мира, расширение практики применения новых технологий, в том числе невооруженных беспилотных летательных аппаратов, общее усложнение мандатов ооновских миссий. Все это требует коллективного осмысления и систематизации со стороны государств-членов", – пояснил Виталий Чуркин.
Помимо плановых заседаний, каждый член Совета Безопасности имеет право запросить проведение заседания СБ по любой ситуации, которая, по его мнению, может нести угрозу международному миру и безопасности. "Так что здесь не исключены никакие сюрпризы", – предрек интригу председатель СБ ООН на июнь Виталий Чуркин.
Что реально может сделать Россия в качестве председателя Совбеза, чтобы помочь Юго-Востоку?
– Председательство России в Совете Безопасности дает большие полномочия, – уверен действительный член Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. – И первое, с чего нужно начинать – с нового прочтения устава ООН. Нам нужно настраивать международную политическую общественность вдумываться в каждый пункт и преамбулы устава, и его положений. Там поставлены действительно великие цели: проявлять терпимость, объединять силы для поддержания международного мира, обеспечивать принятие принципов и установление методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах.
Эта задача – поддерживать международный мир, подавлять акты агрессии – главная функция Совбеза ООН. Поэтому России нужно разворачивать и Совбез ООН, и Организацию Объединенных Наций в целом, чтобы американизм и неофашизм в мире не доминировал.
Для решения этой задачи у РФ, как председателя Совбеза ООН, сегодня появляются большие возможности. Москва должна, я считаю, запустить широкую программу возвращения к международному сотрудничеству в плане безопасности. Таким образом, РФ сможет обезопасить другие страны от того, что творится сегодня на Ближнем Востоке, Балканах, на Украине.
"СП": – Может ли Россия в Совбезе чем-то помочь Юго-Востоку?
– Россия может инициировать ряд заседаний Совета Безопасности, и предложить ряд конкретных мер для деэскалации ситуации. Прежде всего, настоять, чтобы украинская армия не вмешивалась во внутриполитический гражданский конфликт. Это, кстати, вполне отвечает духу устава ООН. Кроме того, поднять вопрос введении над Донбассом бесполетной зоны, создать гуманитарные коридоры на Юго-Востоке. Необходимо поднять и женевские конвенции о законах и обычаях войны, запрещающие, в частности, бомбить гражданские, культурные, религиозные, и медицинские объекты. Ну и, возможно, принять резолюцию, обязывающую стороны украинского конфликта сесть за стол переговоров.
Можно, наконец, организовать конференцию в рамках ООН по исследованию результатов Нюрнбергского процесса, и поставить вопрос: действуют ли те силы, которые захватили власть в Киеве, в рамках международного права, и в рамках выводов Нюрнбергского трибунала? Или же, наоборот, подпадают под нормы Нюрнбергского процесса, которые осуждают нацизм и фашизм?
Это большой пласт вопросов, которые можно и нужно поднимать. Чтобы киевские власти, которые задействуют армию для борьбы с мирными жителями Донбасса, чувствовали, что попадают под действие статей, наказуемых по международному праву.
"СП": – В СБ ООН у России всегда хватало противников. Можно ли сказать, что сейчас они лучше понимают украинскую ситуацию, и что мнение Запада в целом меняется в нашу пользу?
– Нужно понимать, что Запад далеко не един. Я даже не говорю о том, что есть интересы Америки, а есть интересы Европы. Имеется, кроме того, еще и западный олигархат, который, по сути, и заправляет сегодня украинскими процессами. На мой взгляд, бои на Юго-Востоке идут, в основном, за прибыли крупных международных компаний, прежде всего, американских. Тот же новоизбранный президент Петр Порошенко, вероятно, уже подсчитывает будущие прибыли от сланцевых месторождений в районе Славянска и Донецка. Я бы сказал, что сегодня на Западе по-прежнему побеждает мнение игроков, которые жаждут многомиллиардных прибылей, а потому война на Украине идет за деньги в карманы олигархов – украинских, американских и европейских.
Если политический класс на Западе и понимает этот расклад, он не может возражать собственным банкирам и транснациональным корпорациям, поскольку именно капитал контролирует и деятельность президентов западных стран, и деятельность институтов власти в целом.
– Функции председателя Совбеза ООН довольно ограничены, – отмечает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России Александр Тэвдой-Бурмули. – Тем не менее, именно председатель формирует конкретику повестки дня и ведет заседания. А это кое-что значит. Другое дело, большой вопрос, будет ли Россия на посту председателя Совбеза фокусироваться на проблематике Украины: в этом случае заседания могут быть блокированы другими членами, поскольку у РФ среди постоянных членов организации имеется большое число противников.
Тем не менее, каждый председатель Совбеза имеет право внести нечто новое в повестку. По всей видимости, Россия сделает акцент на новых тенденциях миротворчества. Все это будет обсуждаться на фоне – и в контексте – украинского кризиса.
"СП": – Мы можем поставить вопрос о введении в Донбасс миротворческого контингента ООН?
– Это очевидный вариант, но едва ли приемлемый для нас. В этом случае, действительно, Киев утратит контроль над ситуацией на Юго-Востоке, но утратит поле для маневра и Россия. Москва и без того находится в сложной ситуации: с одной стороны, она должна обозначать себя как автора, не вмешивающегося в конфликт, с другой – не может бросать ополченцев Донбасса. Усложнять это положение еще и миротворцами не имеет смысла.
– ООН и Совет Безопасности ООН в значительной мере утратили свою функциональность, но все же не окончательно, и эту остаточную функциональность собирается использовать Россия, чтобы защищать интересы Юго-Востока Украины, – считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. – На примере Украины мы видим, что неформальное давление со стороны США на страны-члены ООН приводит к тому, что они поддерживают действия Киева, и голосуют за принятие соответствующих решений. Пост председателя этой ситуации не изменит, но некоторые коррективы внесет.
Думаю, Виталий Чуркин не назвал Украину в числе регионов, ситуацию которых будет обсуждаться на заседаниях Совбеза, только чтобы лишний раз не подчеркивать, насколько Россия заинтересована в Украине, и настолько влиятельна по отношению к украинскому кризису. Только РФ способна этот кризис не только ослабить, но и привести к мирному решению. В том числе, используя трибуну Совбеза…
Комментарии 0