Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников
23 октября 2012, 10:48, ИА Амител
Начиная с 2000 года российские 15-летние школьники проходят
каждые три года специальные тестирования в рамках Международной
программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Цель
данных исследований — мониторинг "человеческого капитала" страны,
являющегося одним из основных показателей экономического развития
государства. PISA помогает выяснить уровень качества образования в
школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных
странах.
Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.
Сметанникова видит причину отказа от тестов в наглядной негативной динамике результатов тестов российских школьников.
По
ее словам, в 2000 году в тестировании, направленном на чтение и
понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла
25-е место.
Тремя годами позже наша страна удостоилась уже
32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по
результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый
десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике.
По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили
41-е место из 65.
— Изначально Россия не хотела публиковать
результаты. Однако мы не позволили их скрыть. Это необходимо для того,
чтобы мы научились себя оценивать, а не жить мифами, как это было в
СССР, когда никто не мог проверить, действительно ли мы являлись самой
читающей страной, — объясняет Сметанникова.
Президент
Российской ассоциации чтения пояснила, что тестирования 2000 и 2003
годов в России проводили коммерческие организации, а начиная с 2006 года
данную функцию взяло на себя Министерство образования РФ.
— Однако в этом году Россия, ссылаясь якобы на кризис, отказалась от мониторинга, — сообщила она.
Эксперты
объясняют, что подобные международные тестирования направлены на
изучение экономического состояния государства, на их основе строятся
прогнозы, что в будущем ждать от России: инновационного развития
экономики или продолжения политики сырьевой державы.
К
примеру, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш пояснил
"Известиям", что международные тесты направлены на оценку качества
человеческого капитала — одного из факторов экономического развития.
Эксперт Центра проблемного анализа Виктор Аверков констатирует негативные тенденции.
—
Идет процесс деградации институтов образования и науки. Безусловно, ее
темпы развития замедлились, но непонятно, перешла ли эта деградации
критическую черту. Пока об этом никто не думает и нет соответствующей
стратегии, — полагает он.
Наталья Сметанникова считает, что дальнейшие перспективы России в рейтинге неутешительные.
—
Безусловно, судя по тому, что сегодня происходит в образовании, наше
будущее — не инновации и даже не закручивание кранов с нефтью и газом.
Так как сегодня, к сожалению, даже те специалисты, которые должны этим
заниматься, — полуграмотные, — сетует она.
Главная проблема, по словам Сметанниковой, — фрагментарность отечественной школьной программы.
—
Отсутствие регулярных занятий литературой и школьного выпускного
сочинения лишает современных школьников способности к образованию
связей. И логических в том числе. Например, в Гарварде до сих пор все
обсуждения, касающиеся даже экономических вопросов, проходят на
материале художественной литературы, — приводит она пример.
В пресс-службе Министерства образования не смогли дать комментарий по участию России в мониторинге PISA.
Комментарии 0