Россия создает ледокол на воздушной подушке
23 августа 2012, 10:38, ИА Амител
Обычные ледоколы сложно использовать на мелководных
участках. У судов, способных плавать на мелководье, гребные винты
находятся близко к поверхности воды, и они не обеспечивают необходимой
для ледоколов мощности.
"Известия" обратились за комментарием к
одному из основателей и проектировщику, завкафедрой Нижегородского
государственного технического университета Валерию Зуеву. По его словам,
пробный образец такого ледокола был уже готов во время перестройки, но
затем наступили сложные времена.
— Я работал над этим проектом
и готовлюсь вновь к нему приступить. Принцип работы объясню на простом
примере. Допустим, поверхность водоема покрыта льдом. Как его разрушить,
не прикладывая усилий? Если из-под льда откачать немного воды, между
поверхностью льда и водой образуется воздушная полость. Вода перестает
поддерживать ледяной покров, и он начинает самопроизвольно разрушаться, —
рассказывает Зуев.
Ледокол не выкачивает воду из-под льда. В
основании ледокола, в "подушке", стоит нагнетательная установка, которая
через трещины и щели во льду закачивает под него воздух. Лед перестает
поддерживаться водой и начинает саморазрушаться под действием тяжести
ледокола.
На "новый виток" разработки такого ледокола
министерство выделило порядка 90 млн рублей на два года — на эти деньги
планируют создать прототип и испытать его. Предполагается, что длина
новинки составит 17 м, ширина — 20 м, масса — около 320 т. Стоимость
судна, по мнению Зуева, составит порядка 45 млн рублей. Сегодняшние
речные ледоколы "Москва" и "Санкт-Петербург" стоят больше — порядка 3
млрд рублей.
— Это будет принципиально новый вид ледоколов, —
рассказывает Зуев. — Атомные ледоколы нужны для прокладки каналов на
Севморпути, там совершенно другие мощности и цели. У нашей разработки
ограничение по толщине льда — 1,5 м, сегодня промышленность производит
только такие установки. Возможно, в будущем этот показатель увеличится.
По
словам разработчика, потенциальные заказчики будущей новинки — нефте- и
газодобывающие компании, судоходные и торговые компании, силовые
структуры. Зуев добавил, что его ледокол можно использовать на Волге.
Этот водный путь может стать международным, если станет возможно
соблюдать сроки и движения судов.
Главный строитель ледоколов в
России — ОАО "Балтийский завод" — сейчас переживает реструктуризацию.
Руководство компании запретило конструкторскому и строительному отделам
комментировать вопросы строительства новых ледоколов.
— В
последнее время случаи появления льда на внутреннем водном пространстве
России участились. Сейчас существуют различные типы ледоколов —
дизельные и атомные, речные и морские. Они все находятся в распоряжении
либо "Росморпорта" или "Атомфлота". Чтобы делать выводы, нужно увидеть
новинку в действии. Но новые идеи это всегда хорошо, если они будут
работать, — говорит вице-президент Ассоциации судоходных компаний
Николай Смирнов.
Прохладно к задумке Зуева отнеслись в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
— Суть ледокола в том, чтобы пропарывать и поддевать лед, — говорит официальный представитель ОСК Алексей Кравченко. — Идея судна на воздушной подушке — уменьшение соприкосновения с поверхностью, и для разрушения льда это не лучший вариант. Конечно, Россия всегда была номером один в строительстве ледоколов. И сейчас делается большой упор на внутренние водные пути. Но сделать окончательный вывод — будет агрегат работать или нет — можно только тогда, когда он появится "в железе".
Комментарии 0