Россия теряет контроль над транспортной безопасностью
30 августа 2012, 14:28, ИА Амител
Как рассказали "Известиям" в
Минтрансе, речь о сокращении сотрудников Ространснадзора зашла в конце
2010 года, когда тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал указ о
сокращении числа госслужащих на 20%. В соответствии с ним Ространснадзор
запланировал снижение штатной численности на 25 % в течение трех лет.
Первый
этап кадровой зачистки прошел в ведомстве еще в 2011 году. В его рамках
было сокращено около 400 человек, из которых 85 пришлось на
Госморречнадзор. Именно в этот период произошли две крупные катастрофы
на воде, повлекшие гибель сотен людей, — крушение теплохода "Булгария" и
платформы "Кольская".
Кстати, теперь именно инспекторов Речнадзора сейчас обвиняют в халатности — недосмотре за "Булгарией".
В
других транспортных отраслях ситуация тоже далека от идеала. Число
аварий при перевозке пассажиров растет из года в год. По официальной
статистике, количество крушений на железнодорожном транспорте
увеличилось на 36%, количество авиакатастроф — на 50%. Число же погибших
в авиакатастрофах выросло по сравнению с 2010 годом на 376%.
При
этом результаты расследований показывают, что в большинстве случаев в
компаниях-перевозчиках на требования нормативных документов,
регламентирующих безопасность, просто закрывают глаза, что и приводит
впоследствии к авариям и катастрофам.
По данным источников
"Известий" в Минтрансе, в 2011 году на одном из ключевых совещаний,
посвященном безопасности на транспорте, тогда еще премьер–министр
Владимир Путин высказался против сокращения Ространснадзора. Однако уже
известно, что до конца следующего года в России останется всего 3,5 тыс.
инспекторов, обеспечивающих техническую безопасность на транспорте. Это
может закончиться шквалом катастроф.
— Уже сейчас инспекторы
просто физически не могут охватить весь спектр перевозок, —
рассказывает "Известиям" собеседник в Минтрансе.
По его
словам, за последние 20 лет в России количество транспортных
предприятий, по разным оценкам, выросло с 90 тыс. до 600 тыс., то есть
почти в семь раз, а количество проверяющих транспортных инспекторов
сократилось с 12 тыс. до 6 тыс. — в два раза.
— Контроль
одного и того же перевозчика фактически может проводиться в среднем один
раз в десять лет, — поясняет "Известиям" источник в Минтрансе.
Хотя
на официальном уровне в Минтрансе заявляют, что ничего страшного при
сокращении не случится, поскольку людей заменит автоматика.
-
Вводится система автомотизированного управления транспортным комплексом.
Она значительно облегчит работу инспекторов, все проверки они смогут
проводить на своем рабочем месте. Ведь в большинстве случаев инспектора
работают с документацией, - рассказали "Известиям" в пресс-службе
Минтранса России. - Технологической безопасностью будут заниматься
другие структуры. Например, на внутреннем водном транспорте
технологический контроль будут осуществлять администрации бассейнов.
Однако эксперты и депутаты на технику не надеются.
—
Сокращение инспекторов Ространснадзора является самым настоящим
целенаправленным вредительством, потому что из-за этого в России каждый
год гибнут десятки тысяч людей, — пояснил "Известиям" депутат Госдумы
Антон Ищенко. — Штат инспекторов необходимо не сокращать, а, наоборот,
увеличивать, и наделять само ведомство более широкими полномочиями.
Независимый
эксперт по авиабезопасности, летчик–испытатель Владимир Герасимов также
согласен с парламентарием. В качестве примера он приводит США.
—
В 1980-е годы в Америке было демократизировано законодательство в
отношении авиаперевозчиков, — рассказывает он. — Однако одновременно с
этим служба надзора за авиакомпаниями была увеличена сразу на 1,8 тыс.
человек. Мы сейчас занимаем одно из последних мест по авиационной
безопасности, а по количеству катастроф уже обогнали Африку, и сокращать
на этом фоне инспекторов Ространснадзора, по крайней мере, неразумно.
Первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак не видит особой беды в сокращении инспекторов Ространснадзора.
— Такая служба должна существовать, однако функции контроля должны взять на себя сами перевозчики, — считает парламентарий.
По
его мнению, необходимо как можно жестче наказывать недобросовестных
руководителей транспортных компаний, используя статьи Уголовного
кодекса.
— Мы уже подготовили соответствующие законопроекты, которые будут рассмотрены в ближайшее время, — поясняет "Известиям" Брячак.
В самом Ространснадзоре планы сокращения инспекторов не комментируют.
Комментарии 0