Россияне пересмотрели свои стратегии трудоустройства в случае потери нынешней работы

11 марта 2010, 16:41, ИА Амител

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают ситуацию на рынке труда, остается ли угроза увольнения реальной, на что готовы пойти респонденты ради нового трудоустройства и как оценивают мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Тема безработицы вновь повысила свою актуальность для наших сограждан (доля ведущих такие разговоры "на своей кухне" выросла с 47 до 51%). Участники подобных разговоров - это прежде всего, служащие без высшего образования (57%) и малообеспеченные респонденты (61%).Тех, кто предпочитает игнорировать беседы о проблемах на рынке  труда, напротив, стало меньше (с 16 до 11%). Лично предпочитают не участвовать в таких разговорах бизнесмены, госслужащие, квалифицированные работники (16-17%), состоятельные россияне (23%). Доля тех, кого проблема трудоустройства не затрагивает даже на уровне разговоров, с осени прошлого года практически не меняется (31-33%).  Как правило, это военнослужащие (50%) и обеспеченные респонденты (43%).

Фактически же доля россиян, у которых множество знакомых осталось без работы, устойчиво снижается на протяжении многих месяцев. Максимальным этот показатель был в апреле 2009 г. (26%), сейчас же их только 17%. У большинства же наших сограждан знакомых-безработных немного (37%). 40% респондентов сообщают, что никто из знакомых работу в течение последних месяцев не потерял (в апреле 2009 г. таких было только 32%), в основном это жители средних городов (50%) и военнослужащие (46%).

В то же время, угроза потери работы все еще пугает россиян. Интегральный показатель, фиксирующий вероятность увольнений - индекс вероятности увольнений - в феврале 2010 г. составил 33 пункта из 100 возможных. Для сравнения, в ноябре-декабре 2009 г. он достигал 30 пунктов (это минимальное значение за прошедший  год).  Максимальное значение этот индекс принимал год назад, в феврале 2009 г. (48 пунктов). Чем выше значение индекса, тем выше вероятность новых увольнений. За прошедший год напряженность в сфере занятости, как показывает движение индекса, существенно упала. Однако в начале 2010 г. она снова стала расти. Увеличение индекса в декабре-феврале обусловлено ростом доли россиян, считающих потерю работы весьма вероятной (с 18 до 23%), и, напротив, сокращением доли тех, кто убежден, что увольнение ему не грозит (с 34 до 29%).

Индекс трудоустройства - еще один интегральный показатель, демонстрирующий представления россиян о том, насколько им легко будет найти равноценную работу в случае потери нынешней - не меняется начиная с лета 2009 г. Чем выше значение индекса, тем проще людям найти работу. Всё это время индекс трудоустройства держится на уровне 47-48 пунктов. До начала экономического кризиса, в октябре 2008 г., индекс был существенно выше (61 пункт). А сложнее всего устроиться на работу, по мнению россиян, было в марте-апреле 2009 г. - минимальное значение индекса 39 пунктов. Таким образом, существенно легче стало искать работу уже летом прошлого года, но с тех пор ситуация прекратила улучшаться.

Россияне пересмотрели свои стратегии трудоустройства в случае потери нынешней работы. Более  востребованным стало переобучение по новой специальности (с 23 до 26%). Рекордно высоким оказался интерес россиян в новом году к занятию предпринимательством (17%). А вот такие способы трудоустройства, как переезд в другой город, чтобы устроиться на работу по специальности (с 23 до 17%), работа с более низкой квалификацией (с 21 до 16%) и зарплатой (с 19 до 15%), напротив, стали менее привлекательными. В числе наиболее популярных способов облегчить трудоустройство - работа без официального оформления (24%) и случайные заработки (18%). Наименее популярны способы трудоустройства, связанные с переездом: переезд в другую точку страны (10%), другую страну (7%).

Мониторинг эффективности региональных программ по снижению напряженности на рынке труда

Участники общественных работ лучше информированы о мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда, нежели респонденты, включенные в программу опережающего профессионального образования: так, о программе по развитию малого предпринимательства и самозанятости знают 53% в первой группе и 49% - во второй, о программе переезда - 49 и 44% соответственно.

Работа служб занятости получает высокую оценку в целевых аудиториях (участники программы самозанятости, общественных работ и опережающего профессионального образования).  Наибольшее удовлетворены респонденты, вовлеченные в программу самозанятости (93%). 

Две трети респондентов, участвовавших в программе опережающего профессионального  обучения, отмечают его высокое качество (66%). Впрочем, каждый третий опрошенный полагает, что полученные знания и навыки можно применять лишь с ограничениями (31%). В меньшинстве - те, кто считает низким качество обучения (2%).

Для подавляющего большинства опрошенных участников общественных работ эта программа - прежде всего,  возможность заработка (84%). Значительно реже респонденты в этой группе указывают на возможность знакомства с потенциальным работодателем (7%) и способ отвлечься (6%).

Обсуждаются ли вопросы, связанные с безработицей, в кругу Вашей семьи, друзей, коллег, и если да, участвуете ли Вы в этих разговорах? (закрытый вопрос, один ответ)

Октябрь 2008 г.

Ноябрь 2008 г.

Декабрь 2008 г.

Январь 2009 г.

Март 2009 г.

Апрель 2009 г.

Май 2009 г.

Июнь 2009 г.

Июль 2009 г.

Август 2009 г.

Сентябрь 2009 г.

Октябрь 2009 г.

Ноябрь 2009 г.

Декабрь 2009 г.

февраль 2010 г.

Обсуждаются, и я участвую в этих разговорах

41

48

57

58

66

62

60

60

62

57

48

53

52

47

51

Обсуждаются, но я в этих разговорах не участвую

9

11

12

16

12

12

13

13

12

14

17

14

15

16

11

Нет, не обсуждаются

47

39

28

25

19

23

24

25

24

27

32

31

31

33

33

Затрудняюсь ответить

3

3

3

2

3

2

3

2

2

2

3

1

2

3

4

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 20-21 февраля 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Опрос целевых аудиторий проведён в ноябре 2009 г. Опрошено 12.600 человек в Статистическая погрешность не превышает 0,89%.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров