Российские авиакомпании экономят на погоде

15 июля 2013, 10:44, ИА Амител

Российские авиакомпании, стремясь сэкономить, отказываются от платной метеорологической информации, предоставляемой Росгидрометом. Это стало возможным после принятия Минтрансом решений, направленных на удешевление авиаперевозок и сделавших необязательными оплату услуг Росгидромета. Метеорологи бьют тревогу, ведь отказ авиакомпаний платить грозит разрушением системы метеорологического обеспечения полетов. Об этом пишут Известия.

 С принятием Минтрансом новых Федеральных авиационных правил (ФАП-128) экипажам воздушных судов стало необязательно получать сводку погоды в аэропорту вылета – они могут получать метеосводки из любого источника, который они посчитают достоверным. В итоге ряд авиакомпаний предпочитает брать данные из сети Интернет, и на этом основании отказывается оплачивать услуги ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", единственного поставщика метеосводок в российских аэропортах. С 1 мая 2013 другой приказ Минтранса перевел оплату за метеосводки из категории обязательных сборов в категорию тарифов, что означает необязательность их оплаты. В результате авиакомпании начали массово отказываться от услуг ФГБУ "Авиаметтелеком".

Эта ситуация ведет к разрушению системы авиационного метеорологического обеспечения и создает прямую угрозу безопасности полетов, в июне предупредил в своем письме руководитель Росгидромета Александр Фролов министра транспорта Максима Соколова.

Кроме того руководство Росгидромета попыталось спасти ситуацию, обратившись к международным поставщикам аэронавигационной информации SITA и Jeppessen с требованием прекратить предоставлять российским перевозчикам метеосводки в российских аэропортах, полученные от Росгидромета согласно международным соглашениям бесплатно.  Авиаперевозчики расценили это как воспрепятствование их деятельности и пожаловались в Минтранс.

 Как рассказал "Известиям" президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев, с точки зрения авиаперевозчиков это выглядит как навязывание им услуги, в которой они не нуждаются. – Нам сегодня проще получать метеоинформацию от американской компании Jeppessen (является подразделением компании Boeing). – говорит Евгений Чибирев. – Этот сервис дает нам более удобную и точную информацию, и экономически нам это выгоднее. Но когда мы перестаем оплачивать услуги Росгидромета, они пытаются на нас воздействовать различными способами – начинают ограничивать время работы своих метеопунктов в аэропортах и тому подобное.

По оценкам экспертов, на каждый взлет воздушного судна его владелец платит тариф за метеообеспечение в размере от 3 до 8 тыс. рублей – в зависимости от массы самолета и аэропорта отправления. В год это выливается для российских авиакомпаний в суммы порядка от 50 до 200 млн. рублей. По данным Счетной палаты, доля расходов за метеообеспечение в себестоимости авиаперевозок составляет 0,36%.

 ФГБУ "Авиаметтелеком"  является оператором 270 метеостанций и единственным поставщиком специализированной метеоинформации. Организация ведет метеообеспечение 200 российских аэропортов от Москвы и Санкт-Петербурга до Камчатки и Чукотки. При этом "Авиаметтелеком" не получает бюджетного финансирования на авиационное метеообеспечение и фактически находится на самоокупаемости. При необходимом объеме финансирования примерно в 2 млрд рублей из бюджета перечисляется всего 5% этой суммы в рамках оплаты за госзаказ по организации и осуществлению функций отраслевого центра телекоммуникаций.

 Наши авиакомпании, покупающие информацию у SITA и Jeppessen, не учитывают, что эти операторы не имеют своей сети метеостанций в России, и потому пользуются данными, предоставляемыми Росгидрометом в рамках международных соглашений, рассказала "Известиям" гендиректор ФГБУ "Авиаметтелеком" Марина Петрова.

 –Проблема, на мой взгляд, кроется в слабости нормативно-правовых документов Минприроды и Минтранса, уточняет Петрова. - А также в их нежелании конструктивно договариваться.  Минтранс лоббирует коммерческие интересы авиакомпаний, Минприроды не успевает за реализацией 83 ФЗ в части авиаметобеспечения как платной госуслуги.

По словам Петровой, недоговоренности чиновников создают опасную для безопасности полетов ситуацию. Так, например, отказ авиакомпаний "Россия", "Уральские авиалинии" и ОАО "Полет" оплачивать аэропортовый сбор за метеообеспечение привел к потере 10% доходов "Авиаметтелекома". Как следствие, Росгидрометом планируется сокращенный регламент работы авиационных метеостанций  гражданского назначения (АМСГ) в аэропортах Калининград, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Псков, Петрозаводск, и Воронеж с 1 августа 2013 года.

 Такие ограничения, в свою очередь, не нравятся авиаперевозчикам. По мнению замгендиректора компании "Уральские авиалинии" Владимира Чикилева, такое сокращение режима работы является нарушением как Федеральных авиационных правил (ФАП), так и ряда международных договоренностей, согласно которым Россия обязана предоставлять эту информацию в международные информационные центры.

– Метеорологическое обеспечение является частью обязанностей государства по предоставлению инфраструктуры  воздушного движения, - напоминает Владимир Чикилев.

Отраслевые эксперты поддерживают позицию авиаперевозчиков. По мнению  главного редактора отраслевого портала Avia.ru Романа Гусарова, у авиакомпаний должна быть возможность выбора, откуда получать метеоинформацию.

- Если сохранение существующей системы метеоизмерений так важно, то этим должно заниматься государство, - говорит эксперт. – В США, к примеру, вся метеоинформация производится в рамках заказа министерства обороны и оплачивается из государственного бюджета, а гражданской авиации предоставляется бесплатно.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров