Российские банкиры опасаются финансового диктата США
24 мая 2013, 10:23, ИА Амител
О совещании "Известиям " рассказал вице-президент НП НПС Александр Наумов. Участники рынка выразили обеспокоенность тем, что до сих пор неясно, что нужно делать российским банкам — зарегистрироваться в Налоговом управлении США (Internal Revenue Service, IRS) сейчас или повременить с регистрацией до заключения межправительственного соглашения между Россией и Штатами по вопросу применения FATCA. В декабре 2013 года IRS опубликует список аккредитованных при нем банков. Кредитные организации, не попавшие в список, с 1 января 2014 года будут подвергнуты налоговым санкциям. С целью снижения рисков банки будут стремиться попасть в список быстрее, отметил Наумов, ведь если Россия и США не договорятся по FATCA до октября 2013 года, банки могут оказаться в списке аутсайдеров. При этом участники рынка считают аккредитацию при IRS бессмысленной, пока вопрос не решен на государственном уровне.
Россия пошла по пути Франции и Японии
По
закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими
налогоплательщиками, должны заключить с IRS специальные соглашения. В
соответствии с ними банки обязаны идентифицировать источники средств на
счетах граждан США и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки
давно и регулярно предоставляют сведения о своих клиентах. Теперь
предполагается создать систему сбора информации об американских
налогоплательщиках в глобальном масштабе. Если это требование не будет
исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30%
от сумм операций с участием американских контрагентов. Эти санкции будут
применяться уже с 1 января 2014 года.
Чтобы сократить риски,
возникающие при заключении банками прямых соглашений с IRS, некоторые
страны (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды,
Швейцария и Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по
применению FATCA на межгосударственном уровне. По этому же пути
планирует пойти и Россия, заключив с США межправительственное
соглашение. Первый раунд переговоров стартует 30–31 мая 2013 года,
отметил Наумов.
В соответствии с выбранной моделью банки
будут передавать сведения об американских налогоплательщиках
уполномоченному федеральному органу (скорее всего, Федеральной налоговой
службе РФ), а налоговики — своим американским коллегам. США, в свою
очередь, обязуются передавать налоговым службам стран-партнеров
информацию по счетам их налоговых резидентов, открытых в американских
финансовых организациях.
Пока непонятно, по какой
схеме будет передаваться информация от банков ФНС и от российских
фискалов американским. Однако у НП НПС есть предложения по
взаимодействию с американскими налоговиками, его механизм совет изложил в
письмах ЦБ (есть у "Известий"). Во-первых, отмечает совет, в соглашении
необходимо предусмотреть получение российскими банками статуса
"участвующих" финансовых организаций (Foreign Financial Institution
Identify U.S. Taxpayers, FFI), освобождение их от необходимости
заключать индивидуальные соглашения с IRS, а также неприменение
налоговых санкций. Во-вторых, решение о предоставлении IRS информации
должна принимать только ФНС России.
Вопрос с "подключением" к IRS не решен
Александр
Наумов отметил, что 15 июля начинается регистрация банков при IRS. Она
пройдет с июля по октябрь 2013 года. По итогам регистрации в декабре
2013 года появится список аккредитованных при IRS банков (будет размещен
на сайтах Налогового управления и минфина США). Кредитные организации,
не попавшие в список, с 1 января 2014 года будут облагаться
30-процентным налогом.
— Естественно, с целью
снижения репутационных рисков банки будут стремиться попасть именно в
первую редакцию такого списка, — говорит Наумов.
—
Главный дискуссионный вопрос, прозвучавший на совещании рабочей группы,
— проходить ли российским банкам регистрацию при IRS сейчас или
подождать заключения межправительственного соглашения, — отметил Наумов.
— Регистрация в IRS еще не означает подписания соглашения, но если
Россия и США не договорятся по FATCA до октября 2013 года, банки могут
оказаться в списке аутсайдеров. Поэтому НП НПС намерено обратиться в
госорганы, принимавшие участие в совещании, с просьбой выработать единую
позицию по данному вопросу в срок до 15 июля.
В
ситуации "неабсолютной определенности" и сжатых сроков, скорее всего,
будет реализован сценарий аккредитации (подключения) к IRS: банки будут
делать всё, чтобы избежать налоговых санкций, считает начальник
аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина
Артемьева.
— Просто потому что дата — 15 июля —
обозначена и процесс должен в эту дату стартовать, а
межправительственное соглашение по факту его подписания начнет
действовать позже, — поясняет она.
В свою очередь, банкиры считают самостоятельное "подключение" к IRS неприемлемым.
—
С какой стати российские банки будут взаимодействовать напрямую с
американским налоговым органом и отчитываться перед ним? Это было бы
неправильно как с экономической, так и с политической точки зрения, —
говорит главный бухгалтер банка "Стройкредит" Ирина Осипова. Безусловно,
необходимо выстраивать взаимодействие между ФНС России и IRS, вопрос
должен быть решена на государственном уровне, считает зампред
Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Российским властям стоит взять на жесткий
контроль разработку и подписание соответствующего соглашения, которое
позволит нашей стране занять четкую позицию, в первую очередь по защите
собственных интересов, добавляет старший аналитик компании "Альпари"
Дарья Желаннова. Пока эти вопросы не решены на государственном уровне,
подключаться к
системе не имеет смысла, считает аналитик Абсолют-банка Александр Магунов.
Еще
один нерешенный вопрос связан с издержками на новый софт для отправки
данных. По словам Артемьевой, если вопрос с многомиллионными издержками
на него не будет решен, вырастет стоимость банковских продуктов: расходы
на выполнение игроками непрофильных функций всегда в конечном счете
сказываются на клиентах — к примеру, в виде повышения ставок по ссудам.
По
словам директора аналитического департамента ИФК "Метрополь" Марка
Рубинштейна, влияние американского антиотмывочного закона на
деятельность российских банков ограничено тем, что число резидентов США,
которые в них обслуживаются, невелико. Прямые инвестиции резидентов США
в банковский сектор и сектор небанковских корпораций Российской
Федерации в 2012 году составили $284 млн (0,55% от общего объема прямых
инвестиций — $51,4 млрд), указывает начальник аналитического управления
банка БКФ Максим Осадчий.
Комментарии 0