С 12 декабря в России вступает в силу новая редакция закона «О защите прав потребителей»
10 декабря 2007, 16:40, ИА Амител
В среду, 12 декабря, вступают в силу поправки в закон о правах потребителей. Новая редакция закона "О защите прав потребителей" грозит неприятностями автодилерам и продавцам других технически сложных товаров, - сообщают в сегодняшнем номере за 10 декабря "Ведомости".
Со среды покупатель имеет право вернуть продавцу технически сложный товар — автомобиль, крупную бытовую технику, компьютер — в течение 15 дней после покупки при обнаружении в нем любых недостатков и получить его полную стоимость или замену. Раньше это было возможно, только если недостатки признавались "существенными". Деньги назад можно будет потребовать и в том случае, если гарантийный ремонт занял больше 45 дней или в течение каждого гарантийного года товар в совокупности ремонтировался более 30 дней. Наконец, вводится плата за нарушение срока поставки: теперь она составит 0,5% в день от суммы предоплаты. Раньше можно было требовать по Гражданскому кодексу только плату за пользование деньгами (в размере учетной ставки ЦБ — 10% в год).
"При серьезных проблемах мы и раньше в девяти случаях из 10 меняли автомобиль", — утверждает Юрий Соловьев, директор по продажам компании "Кларус-трейдинг", дилера GM. Но теперь, опасается он, вырастет число шантажистов: "Получается, можно вернуть машину, если бардачок плохо закрывается". Об амортизации для дилера речи не идет, напоминает он.
Такого жесткого законодательства, утверждает президент Российской ассоциации дилеров Дмитрий Гулин, нет нигде. Во Франции покупателю дается неделя, в течение которой можно расторгнуть договор, но машина не должна выезжать из салона. В США можно вернуть машину в течение гарантийного срока, но с покупателя удержат плату за амортизацию.
Возможно, от клиентов теперь потребуют обслуживать автомобиль по гарантии только у продавца, говорит руководитель крупного дилерского центра. "Иначе получится так: автомобиль ремонтировался где-то более 30 дней, а возвращать деньги должен я", — объясняет он.
Продавцы бытовой и компьютерной техники отнеслись к новой редакции закона спокойно.
Производитель согласует с сетью возможный процент компенсации за брак — 5-9% от объема поставок, рассказывает директор по связям с общественностью "Техносилы" Надежда Сенюк. Она уверяет, что крупные сети и так выполняют большинство дописанных в закон норм: многие принимают обратно даже товар без недостатков.
Поправки послужат защите прав потребителя, уверен Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП и один из авторов нововведений. Он также обращает внимание на то, что, если дело дойдет до суда, покупатель сможет потребовать не только стоимость товара, но и неустойку в 1% от цены за каждый день просрочки со времени предъявления претензии.
В законе много неточных формулировок, позволяющих трактовать его как в пользу покупателя, так и в пользу производителя. Например, в нем говорится, что недостаток товара — это "несоответствие обычно предъявляемым требованиям", а какие именно требования имеются в виду, не расшифровывается. При этом ряд ограничений нетрудно обойти: срок поставки можно указать с большим запасом.
Со среды покупатель имеет право вернуть продавцу технически сложный товар — автомобиль, крупную бытовую технику, компьютер — в течение 15 дней после покупки при обнаружении в нем любых недостатков и получить его полную стоимость или замену. Раньше это было возможно, только если недостатки признавались "существенными". Деньги назад можно будет потребовать и в том случае, если гарантийный ремонт занял больше 45 дней или в течение каждого гарантийного года товар в совокупности ремонтировался более 30 дней. Наконец, вводится плата за нарушение срока поставки: теперь она составит 0,5% в день от суммы предоплаты. Раньше можно было требовать по Гражданскому кодексу только плату за пользование деньгами (в размере учетной ставки ЦБ — 10% в год).
"При серьезных проблемах мы и раньше в девяти случаях из 10 меняли автомобиль", — утверждает Юрий Соловьев, директор по продажам компании "Кларус-трейдинг", дилера GM. Но теперь, опасается он, вырастет число шантажистов: "Получается, можно вернуть машину, если бардачок плохо закрывается". Об амортизации для дилера речи не идет, напоминает он.
Такого жесткого законодательства, утверждает президент Российской ассоциации дилеров Дмитрий Гулин, нет нигде. Во Франции покупателю дается неделя, в течение которой можно расторгнуть договор, но машина не должна выезжать из салона. В США можно вернуть машину в течение гарантийного срока, но с покупателя удержат плату за амортизацию.
Возможно, от клиентов теперь потребуют обслуживать автомобиль по гарантии только у продавца, говорит руководитель крупного дилерского центра. "Иначе получится так: автомобиль ремонтировался где-то более 30 дней, а возвращать деньги должен я", — объясняет он.
Продавцы бытовой и компьютерной техники отнеслись к новой редакции закона спокойно.
Производитель согласует с сетью возможный процент компенсации за брак — 5-9% от объема поставок, рассказывает директор по связям с общественностью "Техносилы" Надежда Сенюк. Она уверяет, что крупные сети и так выполняют большинство дописанных в закон норм: многие принимают обратно даже товар без недостатков.
Поправки послужат защите прав потребителя, уверен Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП и один из авторов нововведений. Он также обращает внимание на то, что, если дело дойдет до суда, покупатель сможет потребовать не только стоимость товара, но и неустойку в 1% от цены за каждый день просрочки со времени предъявления претензии.
В законе много неточных формулировок, позволяющих трактовать его как в пользу покупателя, так и в пользу производителя. Например, в нем говорится, что недостаток товара — это "несоответствие обычно предъявляемым требованиям", а какие именно требования имеются в виду, не расшифровывается. При этом ряд ограничений нетрудно обойти: срок поставки можно указать с большим запасом.
Комментарии 0