Сегодня – в Чистый четверг – вся Русь моется

16 апреля 2009, 06:08, ИА Амител

Сегодня, 16 апреля, в Страстной четверг, в московском Богоявленском соборе в Елохове патриарх Кирилл впервые в новейшей истории совершит древний чин омовения ног, говорится в сообщении, размещенном на сайте Московской патриархии.

Данная традиция восходит к тайной вечере, когда Иисус Христос в знак глубокого смирения омыл ноги Своим ученикам. В память об этом евангельском событии многие архиереи в Великий четверг также омывают ноги 12 священникам или прихожанам, однако такая практика не является обязательной и повсеместной и зависит от личного выбора каждого архиерея.

Например, патриарх Алексий II, как уточняет ИА "Интерфакс", в бытность предстоятелем не совершал в Великий четверг чин омовения ног, в то время как его предшественник патриарх Пимен соблюдал эту традицию, равно как и митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, духовный учитель нынешнего патриарха Кирилла.

В древности на Востоке данный обряд был обычаем гостеприимства. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых поместных Православных церквей, совершается он и в отдельных епархиях Русской церкви.

Чинопоследование омовения ног впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику богослужения Великого четверга.

Кроме того, данный чин совершается в Римско-католической церкви, в Армянской апостольской церкви. В католической богослужебной практике чин совершает священник, умывая ноги двенадцати прихожанам; в Армянской церкви - верховный патриарх и католикос всех армян.

В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги умывают мужчины мужчинам, а женщины – женщинам.

По старым народным традициям, именно в Чистый четверг принято было совершать самые разные очистительные процедуры. Старались вымыть все что можно, - подчеркивает НИА-Хакасия.

Конечно, если учесть, что обычно русская семья была многочисленной, то сделать можно было многое. Не везло тем, кто пытался справиться с делами в одиночку, ведь заранее, хотя бы и в среду, вымыть и вычистить дом, двор, домашнюю утварь, скотину и себя самого было не так чтобы зря, но теряло смысл особой — четверговой — работы.

Говорили раньше, что в Чистый четверг вся Русь моется.

Принято было мыться в бане. Приносили и чистой воды из проруби, чтобы облиться ею самим не только для чистоты, но и для здоровья. И не только сами мылись, но топили бани и печи для сирых, калек перехожих, странников, готовили для них рубахи чистые, платки и платья, угощали после бани чайком.

Каждый в этот день должен был хоть немного времени посвятить своей заботе: охотник — выстрелить из своего ружья до трех раз, кузнец — ударить по наковальне, столяр или плотник — постругать деревянную заготовку, кто мог — плел лапоть, женщины шили или вязали. Все это делалось в уверенности, что теперь дела будут спориться. 

В Чистый четверг обычно выполняли обряды на защиту дома от нечистой силы. Для этого брали утром в церкви свечу и выжигали на притолоке (верхней перекладине дверного проема) и на оконных рамах кресты, окуривали все жилые помещения можжевеловыми веточками, обходили все комнаты и дом по кругу с иконой и молитвой. А еще в четверг варили и красили яйца, пекли куличи, готовили творожную пасху, так как именно в этот день состоялась Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос преломил хлеб и дал вкусить от него своим ученикам.

Иллюстративное фото с "Уральское землячество", "Котоматрица", Ярославская ГТРК

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров