Семье барнаульцев, оформившей автокредит, помогли в суде
Комиссии за ведение ссудного счета можно возвращать
06 апреля 2011, 12:03, ИА Амител
Часто, оформляя банковский договор, люди подписывают документы и графики платежей, не задумываясь о том, насколько законны все начисляемые им сборы. А между тем к моменту погашения кредита таковых может набежать несколько десятков тысяч рублей – и при этом без правовых на то оснований.
Молодая пара барнаульцев, Сергей и Наташа, давно мечтали о приобретении собственного автомобиля. Достаточных накоплений для такой крупной покупки не было, и в июне 2009 года семья обратилась за получением кредита в один из банков г.Барнаула.
При оформлении кредита на три года, молодые люди выплатили единовременную комиссию за ведение ссудного счета в размере 10000 рублей. При этом плата за ведение ссудного счета была включена еще и в структуру платежа – и составляла порядка 2 тысяч от платежа в размере 14700 рублей. Таким образом, за ведение счета с июня 2009 года по марта 2011 семья выплатила более 42 тысяч рублей. Однако в марте же состоялось судебное слушание, на котором было вынесено решение – банк обязан вернуть семье эти деньги, компенсировать моральный вред, и понести судебные расходы, в том числе и расходы по оплате услуг представителя. И это при том, что обязательства Сергея и Наташи об оплате ведения ссудного счета были прописаны в кредитном договоре. Почему суд встал на сторону молодой семьи?
Поясняет Кристина Судницина, начальник юридического отдела Алтайского долгового кризисного консультационного центра:
- Говоря простым языком, ссудный счет в банке открывается для отражения состояния дел заемщика по выплате кредита, иными словами, он является способом бухгалтерского учета денежных средств. Следовательно, когда банк открывает ссудный счет, нельзя квалифицировать это как самостоятельную банковскую услугу. К тому же открытие ссудного счета неразрывно связано с выдачей кредита, поэтому оплата его должна включаться в процентную ставку по кредиту – об этом говорит п.1 ст. 819 ГК РФ. Ведь если вы приобретаете в магазине, например, сок, вы же платите сразу за весь пакет, а не оплачиваете отдельно картонную коробку и отдельно - ее содержимое. Действующее законодательство говорит четко – открытие счета для учета ссудной задолженности – это обязанность банка, а не отдельный самостоятельный банковский продукт, поэтому взимание ежемесячной платы за его ведение не является правомерным. Об этом говорит и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Закон "О защите прав потребителей" запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других товаров, услуг или работ. Банки же, обязывая заемщиков ежемесячно оплачивать ведение ссудного счета, поступают именно таким образом. Если продолжить аналогию с соком, то это было бы равносильно тому, как если бы с его приобретением магазин обязывал бы покупателя оплачивать еще и стакан.
При этом, в соответствии со ст. 16 Закона, убытки, причиненные потребителю, возмещаются продавцом или исполнителем в полном объеме. Эта позиция закреплена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делу № 8274/09, согласно которой банки в таких случаях нарушают законные права потребителей, что также является административным правонарушением.
Кристина Судницина:
- Правильность позиции Сергея и Наташи, которые потребовали возврата средств, выплаченных за ведение судного счета, нам удалось доказать на первом же слушании. В каждом кредитном договоре расписана структура платежа. Если в нее включена ежемесячная плата за ведение ссудного счета, вы можете оспорить ее законность в суде. Аналогично и с комиссиями, уплаченными при оформлении кредита. Необязательно спорить с банком до заключения договора: если вам навязывают какую-либо услугу, можно согласиться, а затем оспорить законность взимания дополнительных плат в суде. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой здесь есть нюанс: если с момента заключения договора до даты подачи иска прошло более трех лет, решение будет вынесено не в вашу пользу, поскольку пропущен срок исковой давности. С такой позицией судов можно не соглашаться, однако практика пошла именно по этому пути, и в настоящее время шансов в таком процессе у потребителя не будет. Хочется добавить: правовая грамотность граждан России пока еще находится на низком уровне. Конечно, со временем ситуация исправится, но пока этого не произошло, нужно, во-первых, знать, в чем ваши права могут быть ущемлены, во-вторых, знать, как именно их защищать.
Комментарии 0