Школам дадут заработать на талантах
23 августа 2012, 10:48, ИА Амител
Минобрнауки заказывает апробацию и внедрение в систему
общего образования принципа "подушевого финансирования образования"
особо выдающихся школьников. Имеется в виду, что на подчеркнуто
талантливых детей государство будет тратить больше денег, чем на обычных
учеников.
Работу нужно выполнить быстро — до 20
декабря этого года, получить за нее можно 9 млн рублей. В ведомстве
рассчитывают, что внедрение новых механизмов финансирования учреждений
позволит "обеспечить экономическую целесообразность работы с одаренными
детьми, в субъектах Российской Федерации".
До конца этого года в рамках программы
повышения эффективности бюджетных расходов все школы страны должны
перейти на новую систему нормативно-подушевого финансирования, которая
подразумевает отказ от единой тарифной сетки, от традиционных доплат и
надбавок, но вводит условную единицу "стоимость одного ученикочаса" в
качестве меры затрат на подготовку среднестатистического школьника.
Однако сегодня система не учитывает стоимость условного "талантливого
ученикочаса", который и собирается внедрить Минобрнауки для одаренных
детей.
"Существующие методические основы расчета нормативов
затрат на услуги, оказываемые общеобразовательными учреждениями,
зачастую не позволяют учесть все особенности педагогического
сопровождения образования талантливых детей, влияющие на величину
соответствующего норматива, что приводит к неэффективности нормативного
подушевого финансирования услуг", — объясняет необходимость введения
дополнительных нормативов конкурсная документация.
К нормативам финансирования для обычных
школьников планируется добавить повышенные нормативы для финансирования
затрат на образование учеников с талантами. Чем больше в школе будет
таких ребят, тем больше денег можно будет привлечь в учреждение.
Например, для покупки авторских учебных материалов и индивидуальных
программ для способных.
Главный стратегический документ, который
ориентирует страну на поиск и развитие одаренных людей, называется
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов. Документ утвержден 3 апреля 2012 года президентом РФ Дмитрием
Медведевым. В приложении к концепции перечислены конкретные меры для
развития талантов, график их выполнения и ответственные ведомства.
Приложение утверждалось правительством в начале июня этого года, чему
предшествовали ожесточенные дискуссии о том, как выращивать таланты.
Минобрнауки назначено ответственным за реализацию большинства мер концепции, в том числе за
нормативно-правовое сопровождение работы с одаренными детьми. В
ведомстве "Известиям" сказали, что этим занимаются директор департамента
государственной политики в сфере общего образования Елена Низиенко и
директор департамента допобразования детей, воспитания и молодежной
политики Александр Страдзе. Последний оказался недоступен для
комментариев, а Низиенко вопросы "Известий" получила, но ответа на них
не последовало.
Инициатива Минобрнауки вызвала негодование у соавторов президентской концепции.
— С недоумением ознакомился с заказом
Минобрнауки в рамках деятельности по поддержке талантливых детей.
Достаточно сказать, что в техническом задании даже не упоминается
разумная и взвешенная Концепция общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов, утвержденная президентом РФ 3 апреля 2012
года, в которой нет ни слова о нормативном подушевом финансировании
"талантов", — заявил "Известиям" проректор МГУ академик Алексей Хохлов. —
С моей точки зрения, идея распространить принципы нормативного
подушевого финансирования на работу с талантливыми детьми абсолютно
провальная и работать не будет.
Академик Хохлов уже имеет опыт борьбы с
внедрением подушевого финансирования для одаренных учеников: ранее в
этом году он с группой педагогов и психологов настоял на том, чтобы в
комплекс мер для реализации президентской концепции не вошла идея
придать термину "одаренность" нормативно-правовое значение.
— Сначала боролись с самой концепцией —
первоначальная редакция была просто опасной. В итоговой редакции, по
крайней мере, нет вреда. Потом выяснилось, что концепция по тексту
изменилась, но система мер осталась прежняя. Благодаря нашим
предложениям в опубликованном комплексе мер нет этого подушевого
финансирования талантов, — говорит заслуженный деятель науки РФ Диана
Богоявленская, признанный специалист по обучению одаренных детей.
Она объясняет, что для получения большего
финансирования одаренными могут начать считать, например, всех
отличников или детей, у которых есть признаки одаренности (например,
блестящая память), но одаренными они не являются. При этом требования к
этим детям будут высокими, им придется подтверждать свой особый статус, а
закономерные неудачи, четверки, будут оборачиваться серьезными
психологическими травмами.
— Таким финансированием мы не одаренность выявляем, а психику подрываем, — говорит Богоявленская.
И Хохлов, и Богоявленская считают, что талантливых детей нет смысла обучать в обычных школах на повышенном бюджете.
Хохлов считает, что развитие талантов школьников можно стимулировать помещением их в среду столь же талантливых сверстников, организуемую квалифицированными учителями, а финансированием, направляемым в обычные школы, никак нельзя создать эффект особой образовательной среды, который присутствует в специализированных школах.
Богоявленская и Хохлов считают, что заказ Минобрнауки на разработку методики внедрения нормативного подушевого финансирования должен быть отменен.
— Я не вижу в самом конкурсе каких-то
нарушений к доступу прав детей на образование. Одаренные дети — сложная
категория, у них особое восприятие мира, и часто это требует особой
программы. Если, например, ребенок в пятом классе осваивает программу
девятого, то ясно, что тоже нужна специальная программа, особый подход,
специальные затраты, — говорит уполномоченный по правам ребенка в Москве
Евгений Бунимович.
По мнению Бунимовича, акцентированное направление на работу с одаренными детьми — часть стратегии развития РФ.
—
Кажущиеся похожими страны могут проводить разные стратегии образования
детей, — отмечает он. — Например, США прежде всего вкладывают средства в
одаренных детей, но это не значит, что неодаренными там не занимаются.
Канада, наоборот, стремится выравнять возможности всех — ее подход к
образованию более социалистический. В итоге массовый результат в среднем
образовании в Канаде лучше, чем в США.
Бунимович констатирует, что Россия пока не имеет подобной четкой образовательной стратегии, а только нащупывает ее.
Комментарии 0