Сирия в ожидании удара: Запад хочет начать войну, но опасается последствий
30 августа 2013, 07:29, ИА Амител
Ситуация вокруг Сирии может в самое ближайшее время перейти в
"горячую" стадию. В четверг жители Дамаска, ожидая авиаудар, не вышли
на работу. Но небо было чистым. Похоже, американцы взяли паузу.
Президент США Барак Обама заявил, что решение о бомбардировке он пока не принял. Об этом пишет СП.
Если страны Запада всё-таки решатся на прямое военное вмешательство в сирийский конфликт, то им придется действовать на крайне неблагоприятном фоне. Во-первых, Россия и Китай продолжают блокировать любое силовое решение в Совете безопасности ООН. То есть, любое прямое вмешательство в сирийский конфликт третьих стран будет расцениваться Москвой и Пекином, как агрессия и никак иначе. Во-вторых, за время затяжного противостояния в Сирии общественное мнение на Западе сильно изменилось: многие уже признают, что Асад борется не с оппозицией, а с силами международного терроризма. В-третьих, разговоры о химическом оружии звучат совершенно неубедительно. Официальный Дамаск позволил работать экспертам из ООН, а те еще не закончили свою работу. При этом миру уже были представлены склады с химоружием, найденным именно у боевиков.
На силовом решении "сирийского вопроса" настаивают Франция и Великобритания. При этом отлично понимают, что они без США с военной операцией не справятся. Вторжение в Ливию это наглядно показало: у европейских армий не было ни нормальной разведки, ни координации между подразделениями, а всю самую сложную работу выполняли американские специалисты. Но в самих США, наученных опытом Ирака, Афганистана и той же Ливии, воинственных настроений поубавилось. Поэтому, видимо, Барак Обама не торопится отдать команду "пли!".
А возможно, его медлительность связана с чисто техническими проблемами, без решения которых войска могут понести серьезные потери. В недавнем интервью "Известиям" Башар Асад сказал, что Россия продолжает выполнять все ранее заключенные договоры по поставкам в его страну вооружений. Не исключено, что речь идет и о зенитных комплексах С-300, которые эффективны в борьбе с самолетами и крылатыми ракетами.
Впрочем, многие эксперты склонны думать, что военный сценарий неизбежен. Причем не только по политическим, но и экономическим причинам. Ливанский телевизионный канал "Аль Майяддин" показал интервью с руководителем Центра стратегических разработок в Дамаске доктором Имадом Фаузи Шуайби, который рассказал о результатах исследований норвежской компании Ansic в 2010 году. Оказывается, в Сирии разведали 37 млрд. тонн нефти на глубине всего 250 метров. Ежедневная добыча нефти в стране может превзойти кувейтскую добычу и составить 6 млн. баррелей (для сравнения: в Саудовской Аравии добывается сегодня 12 млн. баррелей ежесуточно). Помимо нефти в Сирии нашли еще и газ. По объему разведанных запасов страна занимает сегодня четвертое место в мире. Видео с интервью на днях было удалено с сервера YouTube…
Есть у США и их союзников и другие причины для нападения. По мнению директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, военный удар по Сирии связан не с текущей политикой или экономикой, а с историческим выбором Запада.
– Сейчас американцы стоят перед дилеммой: ударить сейчас или найти более подходящий повод для агрессии. Но сама агрессия запланирована изначально. Взяв на вооружение план "Большой Ближний Восток", в США понимают, что останавливаться нельзя, нужно перемолоть все государства региона и превратить их в бурлящие котлы абсолютного хаоса. Только тогда можно будет инсталлировать в регион элементы западной демократии. Остановка только мобилизует народы, и начнется обратная волна, которая не остановится в арабском мире, а захлестнет Европу и сами США. 11 сентября покажутся тогда цветочками для американцев.
Американцы замерли над пропастью цивилизационного столкновения. Или они применят силу и покончат с традиционным обществом, отвергающим западную демократию. Или США будут погребены под обломками своей собственной империи. Выбор Обамы сегодня носит исторический характер.
Он может пойти до конца и не обращать внимание на условности в виде мнения международного сообщества, отсутствие доказательств в причастности режима Асада к химической атаке, позиции Совбеза ООН. Либо Обама попытается сохранить лицо, продолжит говорить, что Америка действует строго в поле международного права. Но это замедлит динамику процесса. Пока в США будут искать подходящий повод, всему миру станет очевидно, что неизбежность вторжения в Сирию есть шаблон для любого государства мира. Это вызовет консолидацию национальных государств в военно-политические блоки, то есть начнет складываться антиамериканский многополярный мир.
Американцы поэтому вынуждены действовать решительно, чтобы не дать миру опомниться. Но тогда США лишаются благообразного вида. Никто уже не будет верить в слова про права человека.
Вот между этими двумя возможностями и лежит выбор Обамы. Он колеблется не из-за технических сложностей, желая перегруппировать силы, как-то обойти загроможденный Египтом Суэцкий канал. Он стоит на грани цивилизационного выбора. После этого выбора мир точно не будет таким, каким был до начала конфликта в Сирии.
"СП": – На военном сценарии настаивают не США, а Франция и Великобритания.
– Всё что касается глобальных вопросов, обличено в консенсус всего Запада. Мы видим просто разыгранную по ролям игру. Когда Обама говорит о многополярном мире, то имеет в виду не то, что мы. Он говорит о распределении ответственности. Если США берут основной военный груз проведения операции, основные финансовые расходы, то политические издержки должны лечь на Францию и Великобританию, которые будут выглядеть зачинщиками войны.
"СП": – В отличие от предыдущих конфликтов, где участвовали американские военные, перед вторжением в Сирию Запад долго находится в нерешительности.
– Все предыдущие решения тоже принимались не быстро. В случае с Югославией американцы работали с конца 1980-х годов. Они свой сценарий реализуют в нескольких фазах. Начинают с митингов, а заканчивают прямым военным вмешательством. Программу свержения Хусейна в Ираке начали еще во время операции "Буря в пустыне". Сирия как раз очень быстро столкнулась с горячей фазой десуверенизации. Нынешняя заминка – просто секунда в историческом масштабе.
"СП": – Военная операция всё-таки начнется?
– Единственный способ избежать военного вмешательства Запада – это добровольный уход Асада. Или он покончит с собой, или бежит из страны, или его сдаст окружение. Только такой экстравагантный сценарий может отменить агрессию.
Другое дело, что возможна отсрочка. Все видят, что провокация с химическим оружием объективно не удалась. Даже на Западе мало кто верит в версию американского правительства. Сейчас идет судорожный подбор благовидного предлога. Возможно, в Сирии убьют американского дипломата. США готовы на любые жертвы.
"СП": – В случае начала военных действий, чем сможет ответить Асад?
– Возможен любой сценарий. И коллаборационизм, и временные уступки, и готовность биться до конца. Но все варианты приводят к одному и тому же результату. Американцы вторгаются, казнят правителя, устанавливают свой марионеточный режим. Никакой сценарий не спасет Асада и Сирию от расправы. Остается единственная возможность – стоять до конца. Пример Ливии, где после свержения Каддафи начались этнические чистки и массовые казни, должен заставить задуматься жителей Сирии. Там тоже начнется кровавая баня, будут казнить всех, кого заподозрят в причастности к режиму Асада. Поэтому остается сражаться за свое человеческое достоинство. Асада ждет новый Сталинград, битва за каждый выступ, за каждый камень. С этим должны столкнуться американцы, чтобы понять, чего стоит воля к жизни.
Эксперт по Ближнему Востоку Гейдар Джемаль говорит о том, что за сирийским конфликтом стоят более сложные мировые противоречия, чем желание свергнуть режим Асада:
– Обама сегодня находится под сильнейшим давлением Евросоюза. Вся эта история вокруг Сирии имеет целью не столько свержение самого Асада, сколько вовлечение Обамы в ситуацию, где он будет политически пострадавшим. Само вторжение США в Сирию будет сильнейшим ударом по президенту Обаме. В результате политического кризиса Федеральную резервную систему может возглавить новый человек. Наиболее вероятный претендент – Лоуренс Саммерс, ставленник международной бюрократии и космополитической финансовой мировой олигархии. Тогда они смогут взять под контроль печатный станок и повлиять на курс доллара.
Идет борьба между долларовой зоной и зоной евро, а Сирия – просто площадка этой борьбы.
"СП": – Обама поддастся давлению?
– Большая вероятность того, что нет. Но Обама испытывает давление не только извне, но внутри страны. Антиобамовские республиканские силы и правый клинтоновский фланг Демократической партии хотят его поражения.
Турецкий премьер Эрдоган тоже хочет подсобить противникам Обамы, чтобы отомстить. Он попал в точно такую же ловушку: влез в Сирию, полагая, что действует в интересах Штатов, но получил только удар по своему имиджу и беспорядки внутри страны. Поэтому Эрдоган тоже настаивает на военной операции.
Роль самого Асада – "номер восемь". Хотят сломать группировку Обамы, ориентированной на доллар, как главный инструмент мировой экономики.
"СП": – В Сирии говорят, что способны выдержать нападение Запада.
– То же самое говорили и про Саддама Хусейна, который на самом деле играл в поддавки. Дело в том, что партия БААС – очень любопытная партия. И нет уверенности в том, что это большая организационная и идеологическая сила. Хотя БААС в Ираке и Сирии – не одно и то же.
Есть высказывание одного приближенного к Асаду чиновника. Он сказал, что свержение режима Асада может привести к уменьшению безопасности для Израиля. То есть, он признал, что режим Асада, несмотря на всю риторику, обеспечивает безопасность Израиля.
На самом деле, все эти режимы на Ближнем Востоке – это такой арабский национал-социализм, плоть от плоти системы неоколониализма и скрытого контроля мирового сообщества (очень узкого круга господ). Этот клуб господ руководил миром именно через подобные режимы, основанные на авторитарной бюрократии, с нормальным отношением к социальным низам. Потом Каддафи, Мубарак, Хусейн стали поворачиваться в сторону неолиберализма. Эти режимы – прикрытие для мировой системы.
Слом режимов – это дестабилизация иерархичной системы контроля над миром. В этом заинтересована международная бюрократия, для которой все национально ориентированные бюрократии делают мир непрозрачным. А она хочет, чтобы для нее мир был прозрачным. Международная бюрократия имеет крыло в виде МВФ, которая ориентируется на альтернативные валюты. А есть крыло бюрократии, ориентированной на доллар. Между ними идет конфликт. МВФ и Обама сейчас борются вокруг Сирии. Обама не хочет втягиваться, а МВФ пытается втянуть его для получения контроля над долларом. Тогда американскую экономику ждет крах.
Израильский публицист Исраэль Шамир полагает, что судьба Сирии зависит сегодня, прежде всего от России:
– В регионе сейчас очень сложный расклад. На Западе тоже до конца не решили, что делать. Я бы обратил внимание на дискуссии в британском парламенте. Дэвид Кэмерон выступает за начало военных действий, но партия лейбористов против. Сейчас возникают различные силы, которые против войны.
Обама тоже не стремился никогда к войне. Но его нынешние колебания не стоит воспринимать всерьез, он способен принять жесткое решение. Возможно, сейчас он просто хочет показать, что ничто человеческое ему не чуждо.
Но важно понимать, что цель военных ударов по Сирии – это максимальное унижение России. Кстати, и последствия могут быть разными. Россия может направить немало средств на рост обороноспособности. Физически Россия не в силах защитить Сирию, но Америка физически не в силах защитить какую-нибудь Эстонию. На большой шахматной доске не обязательно биться за одну и ту же фигуру. Все эти факторы заставляют притормозить Запад.
"СП": – У американцев есть опыт быстрой победы в Ираке и Ливии, а есть опыт поражения в Корее и Вьетнаме. В случае агрессии, по какому сценарию будут развиваться события в Сирии?
– Это зависит как раз от России. Вьетнам и Корея – хорошие примеры. Но именно там СССР активно помогал вооружениями, посылал ракеты и военных советников. Если Россия будет помогать Сирии, то война для Америки может быть затяжной.
Комментарии 0