Следователи проверят, как в авиакомпанию «Татарстан» попали старые самолеты
19 ноября 2013, 07:41, ИА Амител
В ходе расследования причин авиакатастрофы в Казани сотрудники Следственного комитета намерены проверить обстоятельства исполнения условий инвестиционного контракта от 2008 года между правительством Татарстана и болгарским холдингом "Химимпорт", в рамках которого у авиакомпании (АК) "Татарстан" появился потерпевший крушение Boeing 737-500. Профсоюз компании тогда обвинял инвесторов в том, что под предлогом обновления парка они поставили в авиакомпанию подержанные самолеты-иномарки, и подозревал их в том, что они хотят обанкротить АК "Татарстан", пишут "Известия".
— Я постоянно летал "Татарстаном" из Нижнекамска и конкретно этим бортом не один раз. Авиакомпания медленно умирала уже много лет. Пока у нее были наши отечественные самолеты — она еще держалась. Потом в руководство пришли болгары, вывели все "тушки" и "Яки" и буквально заставили взять в лизинг свои же старые Boeing... У компании как снежный ком начали расти долги, — рассказал источник, знакомый с ситуацией.
Согласно базе данных СПАРК, АК "Татарстан" находится в сложном финансовом положении: 360,3 млн рублей непокрытых убытков в 2012 году. Долги компании только растут. Так, с 2008 по 2012 год кредиторская задолженность увеличилась с 419,7 млн рублей до 1,1 млрд рублей.
В 2008 году, в разгар экономического кризиса в России, власти Татарстана подписали инвестиционный меморандум с болгарским холдингом "Химимпорт" о реконструкции республиканского аэропорта и обновлении авиапарка АК "Татарстан" на общую сумму $50 млн. Со стороны Татарстана договор подписали представители учредителя — министерства земельных и имущественных отношений республики.
Эта сделка стала причиной конфликта между профсоюзом и руководством авиакомпании. Весной 2009 года сотрудники направили письмо в адрес тогдашнего министра транспорта Игоря Левитина и президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Основные претензии авиаторов заключались в том, что иностранные инвесторы не выполнили свои обещания. По их мнению, болгары вместо обновления старого отечественного авиапарка осуществили поставку подержанных иностранных самолетов.
По требованию профсоюза в 2009 году в ОАО "АК "Татарстан" началась аудиторская проверка. В авиакомпании надеялись, что результаты проверки приведут к разрыву соглашения о стратегическом партнерстве с АО "Химимпорт" (Болгария), которое, как полагают в профсоюзе, ведет дело к банкротству АК "Татарстан". В свою очередь, тогдашний член совета директоров авиакомпании Пламен Атанасов считал, что "кому-то выгодно, чтобы "Татарстан" продолжал эксплуатацию старых советских самолетов".
Ревизоры не нашли серьезных нарушений, однако насчитали долги АК "Татарстан" в 1,03 млрд рублей. После этого представители болгарских инвесторов настояли на сокращении маршрутной сети авиакомпании.
Согласно СПАРК, по состоянию на июнь 2013 года 99,9% акций АК "Татарстан" принадлежит ЗАО "Тат-аэро". В свою очередь, эта компания на 50% опосредовано контролируется министерством земельных и имущественных отношений Татарстана. По состоянию на 2012 год другие 50% поровну поделены между болгарскими компаниями "Болгериан Авиэйшн Груп" и "Ескана Русия".
Совет директоров "Татарстана" состоит из шести человек — троих россиян (представители учредителя) и троих представителей болгарского инвестора. Поскольку учредителем выступало министерство земельных и имущественных отношений Татарстана, все изменения и дополнения в устав компании принимались за подписью лично министра Азата Хамаева. С болгарской стороны выступают три представителя Bulgarian Aviation Group: Андрей Омилаев, Мирослав Петков и Владимир Щърбанов.
Представители болгарской стороны пока недоступны для комментариев.
Авиакомпания "Татарстан" выступает ответчиком по шести арбитражным делам о взыскании задолженностей. Самый крупный кредитор — казанский аэропорт с суммой взыскания 401,5 млн рублей. Общая сумма исков, предъявленных к компании-владельцу разбившегося Boeing, равна 420 млн рублей.
В 2013 году "Татарстан" взял в коммерческое управление самолеты "Ак барс аэро". Таким образом, парк авиакомпании насчитывал 15 самолетов CRJ-200 "Ак барс аэро", четыре A319, два Boeing-737, два Ту-154 и 15 самолетов Cessna Grand Caravan 208.
Комментарии 0