Смена власти в Венесуэле может закончиться гражданской войной

07 марта 2013, 08:17, ИА Амител

Для России смерть Чавеса – новость не из приятных. В последние годы Каракас был одним из важнейших наших партнеров в Латинской Америке. Российские компании участвуют в пяти проектах по добыче нефти в Венесуэле, а по линии военно-технического сотрудничества республика до 2015 года должна была выйти – в структуре российского экспорта вооружений – на второе место после Индии с объемом закупок 3,2 миллиарда долларов. Теперь, если смена власти в Венесуэле пойдет по драматичному сценарию, мы можем все это потерять. Об этом пишет "СП ".

Правда, сам Чавес, прежде чем ехать лечиться на Кубу, назвал имя преемника – вице-президента Николаса Мадуро. Но дело в том, что в Венесуэле – в отличии от России – имеется вполне конкурентоспособная оппозиция. Она может воспользоваться ситуацией – непопулярностью Мадуро и нестабильностью политической системы – и прийти к власти.

По сути, предвыборная кампания уже началась, поскольку президентские выборы должны состоятся в течение 30 дней (точная дата пока не объявлена). И не факт, что на них победит "пророссийский" Мадуро. В самой правящей партии многие члены – прежде всего, военная элита – поддерживают другого кандидата – главу Национальной ассамблеи, бывшего военного Диосдадо Кабельо.

Свой интерес к событиям в Венесуэле уже обозначили США. Президент Барак Обама воздержался от соболезнований, но сказал, что "в это трудное время Соединенные Штаты подтверждают свою поддержку народу Венесуэлы", и подчеркнул "заинтересованность в конструктивных отношениях с венесуэльским правительством". "Венесуэла открывает новую главу в своей истории, а США подтверждают приверженность продвижению демократических принципов, верховенства закона и уважения прав человека", - многозначительно сказал Обама.

"Оппозиция и сторонники Чавеса агрессивны по отношению друг к другу, и дело может кончиться гражданской войной", – предупреждает гендиректор Института национальной энергетики (ИНЭ) Сергей Правосудов.

– США будут бороться, чтобы в Венесуэле победили оппозиционные силы, а Россия и Китай сделают ставку на сторонников Чавеса, – говорит Правосудов. – Кто одержит верх, сказать сложно. С одной стороны, сегодня сторонники команданте контролируют ситуацию. При этом, в республике есть понимание, что американская политика в отношении Венесуэлы на протяжении десятилетий – если не столетий – к хорошему не приводила. С другой стороны, у правящего режима есть серьезные проблемы, и на этом будет играть оппозиция.

Я считаю, произойти может что угодно. В любом случае, речь идет о нестабильности, а нестабильность и бизнес – в данном случае российский – вещи несовместимые.

"СП": – Что грозит нашим нефтяным компаниям в Венесуэле?

– Надо понимать, что пока у российских компаний нет масштабного бизнеса в республике. Они только-только начинают – пробурены первые скважины, из которых пошла первая нефть. Наши компании находятся в периоде инвестиций – а это самый сложный период: им приходится много вкладывать, и мало получать. Может выйти так, что российские компании подготовят нефтяные месторождения Венесуэлы к промышленной разработке, к тому, чтобы получать деньги – а режим сменится, и им вежливо укажут на дверь. Не отберут бизнес грубо, а, допустим, поменяют систему налогообложения. Добыча в этом случае станет нерентабельной, и российские компании уйдут сами. Зато для других, кто придет на их место, нефтедобыча будет суперрентабельным бизнесом – им-то вкладывать в освоение месторождений ничего не придется.

"СП": – Как будут США влиять на события в республике?

– Они, я считаю, попытаются продвинуть на президентских выборах своего кандидата. Если проамериканский кандидат проиграет, возможно, в Венесуэле устроят "цветную" революцию – поднимут протестную волну, будут утверждать, что выборы прошли нечестно, потребуют пересчета голосов. Если не сработает и эта тема – введут санкции, вплоть до блокады силами ВМФ США нефтеналивных терминалов с моря.

С точки зрения Штатов, лучший вариант – иметь в Венесуэле проамериканский режим, который позволит делать с нефтью что угодно. Американские компании в этом случае хорошо заработают – непосредственно на добыче нефти, на сервисе, на предоставлении услуг по безопасности, на кредитных линиях. Все вместе это – огромный бизнес, объем которого оценивается в десятки миллиардов долларов. Естественно, за такой кусок американские компании будут драться до последнего.

Если же ситуация дойдет до гражданской войны – для США это, конечно, хуже, чем марионеточный режим. Но лучше, чем если в Венесуэле придут к власти враждебные силы, за спиной которых стоят Россия и Китай. С точки зрения Белого дома – именно последний вариант является наихудшим. Поэтому сползание ситуации в гражданскую войну США не испугает.

"СП": – Россия может вмешаться в эту игру?

– Может, но инструментарий у нас небогат. Можно поддержать преемника Чавеса информационно – с помощью той же Russia Today продвигать на Западе альтернативный взгляд на события в Венесуэле. Кроме того, можно блокировать попытки введения санкций через ООН и другие международные организации. Боюсь, этим наши возможности и исчерпываются.

"СП": – Что мы увидим в Венесуэле в ближайшие недели?

– Жесткую, очень жесткую борьбу. Смерти Чавеса ждали, и стороны успели к этой борьбе хорошо подготовиться…

Президент Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов

"СП": - Леонид Григорьевич, смерть Чавеса – это, без сомнения, сильный удар по нашим политическим позициям не только в Венесуэле, но и в Латинской Америке в целом. Не в последней степени – по экспорту российских вооружений в этот важнейший регион. Соединенные Штаты наверняка теперь попытаются быстренько вытеснить нас с этого прибыльного рынка. Так ведь?

- Я не думаю, что им это удастся. Ни Латинскую Америку в целом, ни Венесуэлу мы не потеряем. Там идут мощные геополитические процессы. Идет формирование новой латиноамериканской цивилизации, которая по многим позициям уже сегодня противостоит Соединенным Штатам. Идет процесс объединения в экономической сфере, согласованности действий в политической сфере, налаживание тесного взаимодействия в военной сфере. Центр этой интеграции – Бразилия. А там ничего не изменилось.

"СП": - Вы хотите сказать, что Бразилия для России сегодня важнее Венесуэлы?

- Венесуэла для нас тоже очень важна. Как и вся Латинская Америка в целом. Процесс ее объединения на основе согласованного противостояния США необратим. Поэтому не исключено, что в силу каких-то обстоятельств мы на какое-то время уступим там часть оружейного рынка. Но даже если так случится – быстро вернемся. Все будет зависеть, в конечном счете, не от Вашингтона, а от качества нашей внешней политики.

"СП": - Понятно, что надо побыстрее налаживать отношения с Мадурой.

- Конечно.

"СП": - То, что Мадура первым делом выгнал из Каракаса военного атташе Соединенных Штатов – это хороший знак для нас?

- Мадура – сторонник линии Уго Чавеса. Во внешней политике, в частности, у них не было никаких разногласий. Тем более, что эта политика очень популярна среди венесуэльцев.

"СП": - Антиамериканская политика?

- Не столько антиамериканская, сколько национальная, венесуэльская. Отстаивание реальной независимости, стремление заставить недра страны работать на весь народ, а не на кучку богачей. Мадура просто не сможет отойти от этого. Иначе его тут же скинут венесуэльцы.

"СП": - А вы с Чавесом встречались, когда в начале 2000-х были главным военным дипломатом Министерства обороны?

- Ни разу.

"СП": - А с Венесуэлой в целом мы в те годы поддерживали тесные контакты в военно-технической области?

- Конечно, имели. Проводили регулярные консультации, направляли военных советников. Те помогали венесуэльским военным разрабатывать концепцию противовоздушной обороны страны.

"СП": - То есть больших поставок вооружений из России тогда не было, но основы для военно-технического сотрудничества активно закладывались?

- Именно так.

Справка "СП"

В 2008 году Россия и Венесуэла начали переговоры о создании совместного предприятия для разработки месторождения "Хунин" в бассейне реки Ориноко. Его запасы – 7,2-8.5 миллиарда тонн нефти. Это в 14-16 раз превышает объем ежегодной добычи этого топлива в России. Совместное предприятие создано в 2010 году.

В конце февраля Венесуэлу посетила делегация "Роснефти" во главе с Игорем Сечиным. По итогам переговоров Сечин сообщил, что "Роснефть" готова вложить в добычу нефти в этой стране 10 миллиардов долларов. Тогда же министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес, заявил, что совместные инвестиции России и Венесуэлы в нефтяные проекты до 2019 года составят 46 миллиардов долларов. 17 миллиардов из них внесут российские компании.

Одновременно Венесуэла превратилась в крупнейшего импортера российских вооружений. На этом рынке Москва сегодня практически монополист. Уже заключенные "Рособоронэкспортом" с Каракасом контракты оцениваются в 11 миллиардов долларов. В разные годы в Венесуэлу мы поставили зенитные ракетные системы С-300, танки Т-72С, Т-72М1М, многофункциональные истребители "Сухой" Су-30МК, боевые вертолеты Ми-35 (экспортный вариант ударного Ми-24) и Ми-17, автоматы АК-103, зенитные самоходные установки ЗСУ-23х4 "Шилка", минометы, бронетранспортеры и даже 100 тыс. автоматов Калашникова.

В 2010 году Россия и Венесуэла договорились о строительстве АЭС мощностью 4 тыс. мегаватт. Однако после аварии в японской Фукусиме сотрудничество в этой области приостановлено.

Продолжаются переговоры "Объединенной авиастроительной корпорации" с венесуэльцами о поставках им перспективных российских дальнемагистральных самолетов. "Объединенная судостроительная корпорация" готовит ряд предложений по поставке Венесуэле танкеров и судов других классов,

В 2011 году Чавес решил значительную часть золота Венесуэлы передать на хранение в Москву. С этой целью он отдал банку Венесуэлы поручение вернуть в страну золотовалютные резервы на 11 миллиардов долларов, хранящиеся в финансовых учреждениях развитых стран.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров