Сможем ли мы участвовать в новой битве за космос?
10 декабря 2013, 15:19, ИА Амител
Российская космонавтика в кризисе, и все, что нам остается, это или бесконечно упиваться прошлыми победами, или язвить по поводу очередного упавшего на Землю-матушку спутника. Чтобы изменить ситуацию, власть задумала реформу космической отрасли. Как раз на прошлой неделе подписан указ о создании Объединенной ракетно-космической корпорации. Что это даст? Об этом "КП" побеседовала с одним из ведущих экспертов по космосу, кандидатом технических наук Вадимом ЛУКАШЕВИЧЕМ.
НИ НАШИМ, НИ ВАШИМ
- Кто задумал реформу и в чьих она интересах?
- О реформе говорили года два. Эксперты предлагали разные варианты. Но последнее слово не за экспертами. А за политиками и лоббистами. И чтобы на ваш вопрос ответить, нужно немного в историю уйти.
В мире есть две успешные модели организации космического дела - советская и американская. Американская - насквозь рыночная. НАСА - это госструктура, но она лишь определяет правила игры. Решает, что нужно запускать, строить, и раздает заказы. Заказы достаются коммерческим структурам, среди которых два монстра - "Боинг" и "Локхид". Оба в состоянии выполнить любой заказ. И, чтобы финансирование досталось именно им, эти двое жестко конкурируют друг с другом. Снижают цену путем экономии затрат, повышают качество.
В России до сих пор все, как при Королеве. Роскосмос - госструктура, и заказы он раздает по принципу "так сложилось, что завод N у нас выполняет эту работу" или просто по указанию сверху.
- И что, решили прийти к американской модели?
- Было и такое предложение. Роскосмос становился бы аналогом НАСА, а предприятия, объединенные в 5 - 7 холдингов, боролись бы за заказы. В ходе борьбы внедряли бы инновации, отвечали бы за каждый срыв запуска. Но эта модель была отвергнута. И тогда на первый план вышла альтернатива - сделать единую космическую госкорпорацию.
Бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин в качестве образца кивал на Росатом - вот, мол, госкорпорация, и отлично работает. Хотя недостатки были очевидны: формируется замкнутая сама на себя система. Никакой конкуренции. Такая схема хороша разве что для оборонки: ведь никто не ждет экономической эффективности от танка. Для космоса - нет. В итоге не прошла и эта модель реформирования.
- А что получилось?
- А получилось ни вашим, ни нашим. Что-то от первой модели, что-то от второй. Роскосмос становится аналогом НАСА. Но заказывать он должен не у предприятий на свободном рынке, а у одной-единственной госкомпании - Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). И никаких возможностей войти в эту систему для частного бизнеса.
- А что там частному бизнесу делать?
- Во всем мире частные компании активно идут в космическую отрасль. Уже строятся частные космические корабли и космодромы. Это хорошо, потому что чем больше компаний (а у каждой - свои инженеры, научные центры), тем больше новых, прорывных решений.
Да, нам говорят, что ОРКК только на первом этапе будет госкорпорацией. А потом, дескать, акционируется, станет рыночной структурой. Но в России госкорпорации существуют давно, однако ни одного такого примера нет.
ЭВОЛЮЦИЯ НАОБОРОТ
- То есть ракеты продолжат падать?
- Проблемы с качеством можно решить старым способом. Ужесточить контроль. Накрутить хвоста кому надо. Ввести аналог военной приемки. И перестанут спутники падать. Но вот чего нельзя сделать административными методами - совершить технологический прыжок.
- В советские времена удавалось?
- Какое-то время да. Но мобилизационная модель работает недолго. Посмотрите, в России нет и не предвидится нового типа ракет. Летают "Союзы", разработанные на рубеже 1950 - 1960-х годов. Разве не стыд, что мы застряли в технологиях полувековой давности?
- Пессимистичная картина...
- С 2000 года финансирование космонавтики из бюджета увеличилось в 28 раз. Финансовые потоки стали интересны лоббистам. Им не важна новая ракета. Им нужно "сесть на деньги". Вот под этот интерес и заточена реформа отрасли в ее нынешнем виде.
- Давайте называть имена.
- Замом главы Роскосмоста стал Игорь Комаров, топ-менеджер АвтоВАЗа. Именно он формирует ОРКК.
- Считается, что именно Комаров в состоянии привнести в отрасль свежую управленческую струю.
- Внутри космической отрасли полно грамотных управленцев, умудрившихся сохранить предприятия в чудовищных условиях, безо всякой помощи и поддержки. Но хорошо, допустим, Комаров столь же гениален. Проблема в том, что автомобильное производство ни разу не напоминает космическое. Даже очень хороший автозавод (ВАЗу до этого звания еще расти и расти) - это конвейерное производство относительно простых в техническом плане изделий. Космическое производство - очень высокотехнологичное и штучное. Здесь есть гигантское число смежников, поставщиков - столько, сколько ни одному автогиганту и не снилось.
КУДА ЛЕЧУ, ВОИСТИНУ НЕ ЗНАЮ
- Зато строится новый космодром Восточный...
- Выбор места для космодрома Восточный неоднозначный. Решили развивать Приамурье? Молодцы. Но могли бы его развивать, построив космодром в Советской Гавани. И доставлять туда ракеты морем. Недаром именно кораблями возят ракеты во Флориду, на мыс Канаверал.
Ну ладно, решили и решили. Вопрос второй: что оттуда будет летать? Сначала говорили: ракеты принципиально нового типа. В качестве таковой предложили "Русь М". И назначили дату первого полета - 2015 год. Но проект "Русь" закрыли. Другой ракеты - "Ангара" - тоже пока не видно. В итоге с нового космодрома полетят модификации старого-престарого "Союза".
- Но, будучи на Восточном, новый глава Роскосмоса Олег Остапенко намекнул, что Россия готовит ракеты принципиально нового класса...
- Ракета, о которой он говорил, даже в проекте не существует. Если делать ее быстро, она появится к 2030 году. Но зачем, что она будет делать, куда летать - никто не говорит. У нашей космонавтики вообще нет никаких ориентиров для развития. Есть прикладные задачи - разведка, охрана границы, связь, метеорология - с этим понятно. Но сверх этого? Вот в начале 1970-х появилась первая орбитальная станция семейства "Салют". Планировалось, что космонавты научатся там жить по полгода - году и полетят к другим планетам. Научились. Но никто никуда не полетел.
- И американцы не полетели.
- У тех хотя бы программа есть. Они разрабатывают новые пилотируемые корабли, которые можно будет использовать для дальних полетов.
- А что бы мы получили от Луны?
- Луну! Кто там первым окажется, того она и будет. Пока что действует договор, который запрещает объявлять национальной принадлежностью другие небесные тела. Но договор заключали в 1970-е. США - с сильным Советским Союзом. Не нужно строить иллюзий. Россия сегодня не может противопоставить Штатам ничего. И если Штаты туда высадятся и скажут - "это часть США", мы можем сколько угодно возмущаться в ООН, и только. Переписать договор "под сильного" - не проблема. А дальше... На Луне уже нашли лед, значит, вода у станции будет, ее хватит лет на 30. Какие полезные ископаемые там найдут, как их научатся использовать - что фантазировать? Найдут и будут использовать, но не мы.
- Что все-таки может сделать Россия, чтобы заставить себя уважать?
- Я вижу только одну возможность. Астероиды. Россия в состоянии, если сильно напрячься, долететь куда-то недалеко и воткнуть флаг. Куда? На Луну? Над нами все смеяться будут, вот, мол, повторили то, что американцы еще в 1969 году сделали. А на астероидах человек еще не бывал. Эти куски скал - к ним легко причалить, легко оттуда взлететь. К тому же астероидов все боятся, и можно это дело представить так, что Россия борется с астероидной угрозой, планету спасает.
- А как же Марс?
- Марс - это колоссальные деньги и новейшие технологии. У нас нет ни того, ни другого. Все стремятся на Марс, даже Индия, потому что, коли там откроют жизнь, Марс станет объектом номер один для всей мировой космонавтики. В позапрошлом году мы попытались послать станцию к Красной планете, но она даже взлететь толком не смогла. Теперь лишь в 2016-м Россия примет участие в европейской программе освоения этой планеты. Нужно рискнуть: пока все штурмуют Марс, давайте попытаемся застолбить астероиды.
КТО БУДЕТ ГЛАВНЫМ
Роскосмос разрабатывает стратегию, формирует заказы предприятиям.
Объединенная ракетно-космическая корпорация создается на базе НИИ космического приборостроения, включает в себя заводы и предприятия, кроме оборонных.
Концерн воздушно-космической обороны включит в себя предприятия ВПК, будет сотрудничать с Роскосмосом.
ГРУСТНЫЕ ФАКТЫ
Провалы последних десяти лет
2005 год - сразу три неудачных запуска, потери - $200 млн.
2006 год - одна ракета-носитель погубила вместе с собой аж 10 спутников.
2007 год - на Землю упала ракета "Протон-М", вылилось токсичное топливо, Россия заплатила Казахстану $80 млн. за экологический ущерб.
2010 год - сразу три спутника ГЛОНАСС упали в океан.
2011 год - рекордный по числу аварий, из 32 запусков пять - неудачные. Среди прочих погиб марсианский зонд "Фобос-грунт".
2012 год - только из-за одного аварийного запуска потеряно два спутника связи, ущерб - 6 млрд. руб.
2013 год - неудачи продолжают преследовать ГЛОНАСС, на этот раз погибло сразу три спутника.
Комментарии 0