Сотовая связь в России подешевела
14 марта 2012, 15:17, ИА Амител
Как изменились затраты абонентов
Поскольку "большая тройка" обслуживает 83% сотовых абонентов в России, тенденция изменения стоимости ее услуг фактически отражают сегодняшнее состояние национального рынка сотовой связи.
Обобщенным показателем цен на услуги сотовой связи является средняя цена минуты услуг (APPM). У всех трех крупнейших операторов она в 2011 году снизилась по сравнению с предыдущим годом, у кого больше, у кого меньше. Лидером снижения средней цены минуты стал "Билайн" — этот показатель у компании изменился с 1,46 рубля в 2010 году до 1,26 рубля в 2011-м. Однако цены этого оператора по-прежнему остались самыми высокими в "большой тройке", а вот МТС в 2011 году стал самым дешевым для абонентов ― минута его услуг в среднем стоит 1,01 рубля. Цены "МегаФона" изменились крайне незначительно, всего на 1 копейку за минуту ― до 1,08 рубля.
Таким же образом распределились места в "большой тройке" по среднему доходу, полученному от одного абонента. Больше всех платит средний абонент "Билайну" — 327 рублей в месяц, за ним следует "МегаФон" — 311 рублей, и замыкает рейтинг МТС с 273 рублями на одного абонента в месяц. У всех этот показатель вырос по сравнению с 2010 годом, кроме "МегаФона", у которого он практически не изменился. Зато потребление услуг в 2011 году у всех выросло: у МТС — на 15%, у "Билайна" — 14%, у "МегаФона" — на 1,4%. Обращает на себя внимание, что в этом случае, как и со средней ценой минуты, результат "МегаФона", в отличие от его конкурентов, изменился очень мало.
В итоге, усредненная цена минуты услуг для "большой тройки" в 2011 году составила 1,12 рубля против 1,21 рубля в 2010 году, снизившись за год на 7%.
Что происходит с прибылью
По итогам 2011 года укрепилась тенденция к снижению рентабельности сотового бизнеса в России. Еще 2–3 года назад российский сотовый рынок выделялся высокой прибыльностью ― рентабельность по показателю EBITDA/OIBDA крупнейших операторов находилась на уровне 50% выручки и выше. Теперь же рост выручки операторов отстает от роста их затрат, что отражается на рентабельности. Этот неудивительно: новых абонентов у операторов появляется все меньше, потому что абонентский потенциал рынка в России практически исчерпан. Но операторы в этих условиях не могут позволить себе снижать затраты, так как необходимо развивать новые услуги и новые технологи для удержания уже существующих абонентов. Все это и приводит с снижению рентабельности сотовой связи.
В этом смысле 2011 год ярко продемонстрировал укрепление такой тенденции: все показатели рентабельности упали у всех трех операторов. "МегаФон" показал снижение рентабельности по OIBDA на 3,9 процентного пункта, МТС снизила рентабельность на 0,8 процентного пункта, а "Билайн" — на целых 6,1 процентного пункта. Аналогично снизилась и рентабельность по чистой прибыли: у "МегаФона" — до 18,2% от выручки, у МТС ― до 13,2%, "Билайн" чистую прибыль по России не объявил. Учитывая предстоящие огромные расходы на конверсию радиочастот для сетей LTE ― около 20 млрд рублей на одного оператора ― и само строительство этих сетей, которое потребует не менее $3 млрд на каждого, российским сотовым компаниям и их акционерам, по-видимому, придется привыкать, что теперь отечественный сотовый бизнес уже никогда не будет приносить прибыль в размере половины выручки.
Комментарии 0