"Советский подход был шикарным". Почему в Барнауле "умирают" деревья и как их можно спасти
Ботаник АлтГУ Наталья Сперанская о том, почему столица края — очень зеленый город
07 января 2026, 07:20, Вячеслав Кондаков
В Барнауле каждый год вырубают десятки аварийных деревьев, а вместо них высаживают молоденькие прутики, которые вырастут очень не скоро. В результате город вместо зеленого оазиса превращается в пустырь. Если благодаря советскому наследию в центре Барнаула сохранилось много деревьев, то в Индустриальном районе практически нет зелени. Кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники АлтГУ Наталья Сперанская рассказала amic.ru, почему в Барнауле в ближайшее время начнут массово "умирать" деревья и что нужно сделать, чтобы их спасти. А еще ученая объяснила, почему нужно сажать больше тополей, а пальмы, как в Майами, у нас никогда не приживутся. Впрочем, за деревьями нужно еще и правильно ухаживать. Ведь около 95% саженцев, высаженных в Барнауле после 2021 года, погибли. И вот почему.
"Вырастить дерево – очень дорогое удовольствие"
« Вы входите в рабочую группу "Барнаул – зеленый город", которая разработала концепцию озеленения краевой столицы. Вы изучили каждый сквер Барнаула и едва ли не каждое дерево в городе. Как реализуется эта концепция?
– Пока все сложно. Чтобы продвигать программу – нужны заинтересованные в этом люди в мэрии. Городские власти уже использовали некоторые наши предложения. Например, стали использовать многолетники в формировании озеленения клумб, делать сочетания кустарников, многолетних трав, цветущих и не цветущих. Пока реализация концепции идет очень скромно, но прогресс есть. На проспекте Ленина высадили много кустарников, это тоже наше предложение. Они нужны там, чтобы на аллее можно было комфортно сидеть, кустарники защищают людей от пыли, а также создает более сложный ландшафт. Мне кажется, у барнаульцев есть запрос на современную комфортную городскую среду. Это базовая потребность любого человека.
– В советское время в каждом микрорайоне Барнаула строили сквер или парк. Например, такое уютное пространство рядом с будущим Художественным музеем Алтайского края. При этом всего в нескольких минутах ходьбы есть замечательный парк "Изумрудный". И таких примеров в центре города очень много. В новых микрорайонах Барнаула, где живут десятки тысяч человек, даже небольшой сквер не могут построить. Почему у советских градостроителей получалось делать Барнаул зеленым, а у современных – нет?
– Вы правы. Наверное, это связано с экономической нецелесообразностью. Парки и скверы не приносят прибыли и требуют финансов на содержание. На пересечении Павловского тракта и Солнечной Поляны росли хорошие уже взрослые сосны. На этой территории можно было создать прекрасный парк, которого так не хватает в районе новостроек. Городские активисты, экологи, урбанисты выступали с такой инициативой. Но в итоге на этом месте появился очередной микрорайон.
– В новостройках Индустриального района нет зеленого каркаса. Как решить эту проблему?
– Если микрорайоны застроены, то там практически нет зелени. Еще на этапе планирования нужно выделять участки. Зеленый каркас сформирован практически во всех районах города. В Индустриальном районе в советское время провели большую работу. На Павловском тракте по правой стороне широкие многорядные полосы деревьев, которые отделяют жилые дома от магистрали. Там растут разные растения, они до сих пор в хорошем состоянии. Сделали аллею и на улице Георгиева, там деревья отделяют проезжую часть от тротуара. Все это заложили советские специалисты. Я живу в микрорайоне "Мастерские", на левой стороне от Павловского тракта. Там об озеленении никто не думал – один асфальт, а вдоль дороги высадили единственный рядочек деревьев. Этого мало, растения испытывают огромный стресс, не могут нормально вырасти. Советский подход был шикарным. На улице Малахова прекрасный бульвар с многорядными посадками и пешеходной зоной.
Очень хороший пример грамотного градостроительства – специальная защитная зеленая зона в промышленной части Барнаула на проспекте Космонавтов. Она отделяет жилые дома от промышленных предприятий. Надо отдать должное: сейчас там иногда пытаются восстановить зеленые насаждения, но эти попытки проваливаются из-за плохого ухода. В 2021 году в рамках работы над концепцией "Барнаул – зеленый город" мы с коллегами исследовали эту территорию на Космонавтов. Выяснилось, что там высаживали березы в большом количестве, но 95% их погибло.
– Почему где-то саженцы приживаются, а где-то нет? Лучше высаживать крупномерные деревья или прутики, которым нужно расти много-много лет?
– У нас непредсказуемый климат. В один год посадили и все прижилось, в другой – летом стояла жара и ничего не выросло. Вырастить дерево – очень дорогое удовольствие. В среднем необходимо пять-десять лет. Если, например, сажать крупномеры, то специальная машина достает дерево с комом земли. Но нет гарантии, что оно приживется. Дерево должно расти в ограниченном пространстве со специальной сеткой, чтобы корни не разрастались. Ком не бесконечный, если машина вырывает деревья, то часть корней отрубаются. Технология не идеальная. Хорошее крупномерное дерево может стоить до 100 тысяч рублей. А что выгоднее? Посадить одно крупное дерево или много небольших дешевых саженцев, пусть и не все из них приживутся? Тем более у них корневая система маленькая. Крупные же деревья выросли в питомнике в хороших условиях. Мы в город их перевозим, сажаем рядом с дорогой и не поливаем. Этому дереву неуютно, жарко, сухо, не хватает воды. Они никогда не будут расти.
Небольшие деревья тоже нуждаются в минимальном уходе, но пока они будут расти, то адаптируются к городским условиям. Например, возле главного здания ГУ МВД на проспекте Ленина посадили первые крупномеры елок. У них была стопроцентная приживаемость. Сейчас эти ели, увы, погибают, но по другой причине, связанной с какими-то заболеваниями. А возле клуба "Аврора" в это же время посадили метровые елочки. Я видела, как за ними ухаживали. Сейчас эти деревья ничуть не хуже, чем у здания ГУ МВД.
"Не очень комфортно жить в городе, где тебя окружают стены, а не деревья и кустарники"
– Кто должен заниматься озеленением Барнаула? Власти или застройщики, которые осваивают новые территории?
– Именно власти должны выделять участки для скверов и парков. В районе, где я живу, вообще нет общественного пространства для прогулок. Рядом с кондитерской фабрикой был небольшой сквер. Люди в основном гуляли там с собаками. Нужно было всего установить скамейки, сделать дорожку, освещение и немного освежить озеленение. Что вместо этого произошло? Построили торговый центр! Конечно же, нам именно их в Барнауле и не хватает. Я бы поняла, если бы построили какой-то спортивный объект, а не очередное здание с магазинами. Хотя строили изначально объект под спорт, но в процессе функционал здания изменили. Некоторые жители соседних домов, правда, все равно довольны: у них появилась еще одна парковка, где можно оставить автомобиль.
Еще одна проблема – коммуникации. Я за то, чтобы поверх труб всегда клали асфальт, а не деревья или кустарники. Положить новый асфальт можно за несколько дней, а вырастить новые взрослое дерево – десятки лет. Что касается новых районов, то застройщики обязаны благоустраивать дворы. Однако посеять газон или высадить деревья – не одно и то же. Каждое растение выполняет свою функцию, создают микроклимат и правильную визуальную картинку. Не очень комфортно жить в городе, где тебя окружают стены, а не деревья и кустарники.
– Как вы оцениваете качество газонов в Барнауле? В теории все должно быть хорошо и красиво, но в итоге часто вместо изумрудного газона можно встретить просто перепаханный огород. Это точно не американские лужайки или не швейцарские луга.
– И даже не Москва, где тратят огромные деньги на благоустройство. Газоны – важная часть городского пространства, трава помогает бороться с грязью. Все зависит от того, как ухаживать за газоном. Нужно его регулярно поливать, стричь, а не надеяться на дождь. Возможно, травосмеси не всегда акклиматизированы для нашего города.Часто в них добавляют виды, которые не приживаются или вымерзают. В идеале можно использовать местные устойчивые злаки, но это совсем фантастика. Кто пойдет семена собирать или выращивать? Это задача бизнеса. К тому же есть и другая проблема. Часто и газоны, и деревья сажают в почву, которую не удобряли больше 50 лет. Или же в земле много строительного мусора. Что в такой ситуации будут "кушать" растения?
– От тополей много пуха, клены – сорняк. Получается, березка наше все?
– В России при озеленении городов используют большой ассортимент деревьев и кустарников. Например, в Москве это около 400 видов. Но во всех городах основное ядро – это около десяти неприхотливых и устойчивых видов, которые быстро набирают биомассу: тополь бальзамический, клен ясенелистный, береза повислая, липа мелколистная, рябина сибирская, виды вязов, ясеней, кленов.
Город – это масштаб. Просто надо сажать правильные тополя. Нужен хороший посадочный материал, желательно использовать новые сорта и даже виды тополей. Мне очень нравится белый тополь. У нас всего несколько деревьев на весь город, но они очень хороши! Нужно расширять ассортимент, но делать это с умом. Нет смысла высаживать маньчжурский орех вдоль дорог, это растения не основного, а дополнительного ассортимента. Их место в озеленении парков и скверов. Те же липы у нас в Барнауле растут плохо. Наверное, неудачный посадочный материал. Липам нужно 15 лет, чтобы создать мощную корневую систему и расти нормально. Для современного города 15 лет – очень много. А качество крупномеров оставляет желать лучшего. Где найти липы? Не так много питомников в стране, где выращивают их в таком большом количестве.
– Еще у нас в Барнауле очень любят пилить верхушки тополей.
– Тополя – очень высокие деревья. Местами они растут нормально. Действительно, у нас уже давно пилят верхушки и боковые ветки тополей, которым уже много лет. Любое вмешательство может убить тополь. Это живой организм. Для дерева любое вмешательство – огромный стресс. В этот момент внутрь тополя могут проникнуть споры грибов и другие инфекции. Дерево начинает болеть и вскоре погибает. В Барнауле есть какое-то маниакальное желание сохранить все старые тополя, резать их, мучить. Нужно просто грамотно и планомерно обновлять деревья. Одни деревья убрать, а на их место высадить новые. Причем не на целой улице, а фрагментарно. Чтобы не было резкого оголения. Когда мы какое-то пространство оставляем пустым, то молодым деревьям это только вредит.
Например, на проспекте Ленина на пересечении с улицей Димитрова высадили молодые тополя. Мы со студентами проанализировали их состояние, они очень ослаблены. Прежде всего, плохой посадочный материал: саженцы были неустойчивые к морозам. Стволы деформированы, в них могла попасть инфекция. Скорее всего, эти молодые деревья скоро погибнут. Где нашли эти сорта тополей? Покупают слишком выросшие саженцы: очень вытянутые вверх и одновременно тонкие. Они быстро начинают гнуться и погибать. Саженцы должны быть крепкими.
– Большинство деревьев в центре Барнаула посадили в 70-е. Вы говорили, что через 50 лет тополя начинают умирать. Получается, что сейчас весь зеленый каркас центра города доживает последние годы. Как решить эту проблему?
– В городских условиях деревья стареют раньше, чем в дикой природе. Да, вы правы. Нужно заранее готовиться к этому, но использовать другие методы. На проспекте Ленина ближе к Речному вокзалу растут старые липы, которые явно больные и скоро погибнут. Макушки у лип уже совсем высохли, деревья скоро погибнут. В итоге между этими умирающими липами стали подсаживать молодые деревья. Они там тоже не приживутся. Лучше убрать все старые деревья и посадить на их месте новые. Проблема в системном подходе. На пересечении Ленина и улицы Чкалова растут обалденные липы. Таких бы побольше! Но никто не может мне объяснить, где купили эти деревья.
В советское время вели учет каждого посаженного в Барнауле дерева. После развала СССР финансирование резко сократилось, все данные потеряли. В защиту городских властей скажу, что в советские годы не жалели денег на озеленение Барнаула. Да и не только. Посмотрите, какие шикарные лесополосы высадили по всему Алтайскому краю. Сейчас же бюджет ограничен, а деревья купить становится все дороже и дороже, да грамотных специалистов – фанатов своего дела – практически нет. В советское время пытались расширять ассортимент, привозили новые виды деревьев из Средней Азии или европейской части страны. Люди экспериментировали, сажали деревья рядом с детскими садами, школами, больницами. Сейчас сложно вдохновить человека посадить елку, чтобы потом каждый день рядом с ней бегать со шлангом.
"Барнаул уникален в плане биологического разнообразия"
– Какие экзотические растения могли бы прижиться в Барнауле? Понятно, что о пальмах, как в Майами, мечтать не стоит.
– У нас представлен основной ассортимент деревьев, который можно найти во всех городах страны. Это основное ядро озеленения. В качестве дополнения к основному ассортименту могу выделить ивы. Это прекрасные растения, есть и древесные и кустарниковые формы, неприхотливые, быстро растут. Имеют различную окраску и форму кроны. Проблема только с посадочным материалом – его нет, особенно в количествах, необходимых для озеленения города. Самые интересные виды, которые могут расти в Барнауле только при очень хорошем уходе, это клен остролистный или платанолистный, который обычно называют "канадским". Очень красивое дерево, но оно обмерзает. Даже клены, которые прошли акклиматизацию. Зато они потом быстро вырастают, у кленов очень большой жизненный потенциал. В нашем городе есть несколько мест, где эти деревья растут и прекрасно себя чувствуют.
Также могу выделить орех маньчжурский, сейчас их в городе стало много. Однако есть риск, что даже взрослое дерево может в какой-то момент замерзнуть. Наверное, на этом все. Увы, но наш климат ограничивает ассортимент растений, поэтому сажают устойчивые к морозам виды растений. Мне кажется, что вот кустарники у нас могли бы быть более разнообразными.
– В целом Барнаул можно считать зеленым городом?
– Несмотря на все недостатки, город у нас очень зеленый. Барнаул уникален в плане биологического разнообразия. В пределах шаговой доступности (можно добраться на общественном транспорте. – Прим. ред.) сосновый бор, пойменный лес, луга вдоль Барнаулки и степные участки в районе Научного Городка. У нас есть водоемы, разнообразие растений.
– В советскую эпоху в крае массово сажали лесополосы. Прошло уже около 50 лет и скоро эти деревья придется обновлять. Это проблема?
– Конечно. У нас большая территория, именно степная. В советское время грамотные специалисты посадили правильные многорядные лесополосы. Они выполняют функции улучшения климата, снегозадержания, спасали от ветра. Тополя, березы, чего там только нет. Без защитных лесополос не будет благоприятных условий для развития сельского хозяйства. Эти деревья достигли своего критического возраста. Нужно восстанавливать эти лесополосы, но ресурсов на это, видимо, нет.
Когда к нам в университет приезжали коллеги из Оренбурга, а этот регион знаменит своими степями, они очень удивились: "Какая же у вас тоже степь? Вон у вас сколько деревьев в полях". Все это благодаря грамотному подходу специалистов в области озеленения в свое время.


Комментарии 49
09:24:44 30-06-2025
городская среда и биота - несовместимы.
только такая плесень как хомо сапиенс в такой клоаке жить может.
09:33:13 30-06-2025
Замечательно, что решили наконец дать слово биологам, а не Горзеленхозу...Ущерб вырубками городу нанесен колоссальный...А самое главное, доверено это было дилетантам. Только неуч будет ругать тополя за аллергенность и высаживать березы, которые не только не растут в городе, но и являются куда более сильными аллергенами...
09:49:28 30-06-2025
Дюша (09:33:13 30-06-2025) и высаживать березы, которые не только не растут в городе.
Прокатитесь по Сулиме, почувствуйте удивление.
10:45:56 30-06-2025
Гость (09:49:28 30-06-2025) Прокатитесь по Сулиме, почувствуйте удивление.... Я удивлюсь, если Ленинский вновь станет тенистым оазисом...А как ведет себя береза наглядно можно посмотреть в районе ул.Гоголя...Каждый год пересаживают крупномеры с нулевым результатом...
11:01:02 30-06-2025
Дюша (10:45:56 30-06-2025) Я удивлюсь, если Ленинский вновь станет тенистым оазисом...А... Т.е. на Сулиму вы не поедете и смотреть не будете? Или она не является одним из микрорайонов города? Ясно, слив засчитан.
11:42:13 30-06-2025
Гость (11:01:02 30-06-2025) Т.е. на Сулиму вы не поедете и смотреть не будете? Или она н... Сулима большая...Где смотреть? Но в любом случае никакая береза с тополем не сравнится ни по внешнему виду, ни по пользе для очистки воздуха в городе. Не говоря уже о скорости роста. Правда есть исключения...Пирамидальный тополь - ни о чем. Это уродство в районе пересечения Ленинского с Чкалова не мешало бы убрать. Ни тени, ни красоты....А особенно впечатляет это растение когда неожиданно выпадает много снега и ветки, не успевшие листья сбросить, под его тяжестью начинают свисать во все стороны...Кто придумал его высадить?
12:30:03 30-06-2025
Дюша (11:42:13 30-06-2025) Сулима большая...Где смотреть? Но в любом случае никакая бер... Много уверенных берёз на Попова/Павловском/Шмакова/Взлетной. Наверно удачный материал был высажен
16:43:03 30-06-2025
Гость (12:30:03 30-06-2025) Много уверенных берёз на Попова/Павловском/Шмакова/Взлетной.... Исключения бывают...Но аллергикам от этого не легче.
17:28:44 07-01-2026
Дюша (10:45:56 30-06-2025) Я удивлюсь, если Ленинский вновь станет тенистым оазисом...А... Осваивают.
Если посадить сразу всё хорошо, то на следующий год что осваивать?
Неважный вы бизнесмен )
09:50:11 07-01-2026
Гость (09:49:28 30-06-2025) Прокатитесь по Сулиме, почувствуйте удивление.... Он не поедет, и после сильного ветра тоже можно посмотреть, от берез тоненькие веточки валяются от тополей бревна.
15:55:08 07-01-2026
гость (09:50:11 07-01-2026) Он не поедет, и после сильного ветра тоже можно посмотреть, ... На той же Сулиме, куча тополей выше девятиэтажки. Например Георгиева 41 (где раньше прожектор стоял), если смотреть со стороны дороги. Или в центре, в районе 31 дома по Строителей. Там тополя на уровне 8-9-го этажей. Ну и на стадионе 42 гимназии березы высоченные растут.
10:13:08 30-06-2025
Без заинтересованных и грамотных специалистов на местах ничего не выйдет. Заинтересовать при нынешней системе в эту сферу? Не понятно как и чем. Да и где взять специалистов? Благоустройство у нынешних коммунальщиков - насыпать "чернозема" и разровнять абы как, чтобы кучка сильно не торчала. В лучшем случае насыпать каких-то семян и воткнуть прутики каких-то деревьев. Мрак.
10:00:11 30-06-2025
Недавно была в Москве. Сколько там зелени! В основном липы. Всё утопает в цветах и очень много роз. Может и нам хватит высаживать однолетние цветы и перейти на многолетние? Или надо просто освоить деньги?
10:14:06 30-06-2025
Гость (10:00:11 30-06-2025) Недавно была в Москве. Сколько там зелени! В основном липы. ... за однолетники пора спрашивать кому надо, кого надо. вредительством и растратой попахивает.
10:14:09 30-06-2025
Гость (10:00:11 30-06-2025) Недавно была в Москве. Сколько там зелени! В основном липы. ... Статью прочитать не получилось? В самом начале написано.
"Например, стали использовать многолетники в формировании озеленения клумб, делать сочетания кустарников, многолетних трав, цветущих и не цветущих. "
10:18:25 30-06-2025
Гость (10:14:09 30-06-2025) Статью прочитать не получилось? В самом начале написано.... при чем тут статья, на улице давно были? 99% растительности в клумбах - однолетники.
09:48:10 07-01-2026
Гость (10:18:25 30-06-2025) при чем тут статья, на улице давно были? 99% растительности ... В курсе что за многолетниками уход нужен за многими, какой читайте сами долго объяснять или у бабушек на Сулиме спросите где клумбы у домов увидите.
11:25:15 30-06-2025
Гость (10:14:09 30-06-2025) Статью прочитать не получилось? В самом начале написано.... Хотелось бы адрес для достоверности.
16:56:26 30-06-2025
А в чём смысл данного материала?? Осваивать бюджет на озеленении предполагается или это критика действий администрации? Для критики как-то сильно слабо, для оправдания пересадки деревьев как-то неубедительно. И без заключений ученых видно, что зеленый каркас города пострадал, и очень сильно. Итог то какой? Какие предложения? Какие действия необходимы и какие предпринимаются? Что-то мне подсказывает, что на строительство одного художественного музея ушло уже столько средств, что можно было весь город крупномерами засадить, причем нормальными.
12:17:06 07-01-2026
Гость (16:56:26 30-06-2025) А в чём смысл данного материала?? Осваивать бюджет на озелен... В чем смысл данного материала? Поймать хайп и только- в июле 2022 года на этом же сайте протрубили, что Барнаул входит в двадцатку самых зеленых городов России, а теперь вот оказывается все плохо. Просто мы сами не хочем не садить деревья, ни ухаживать за ними, а только вспоминать "светлые" времена, когда деревья в Барнауле садили не по зову души, а по принуждению парткома и профкома в рабочее время
11:44:56 07-01-2026
Гость (10:00:11 30-06-2025) Недавно была в Москве. Сколько там зелени! В основном липы. ... Да зачем Москву в пример приводить? Есть более близкий Красноярск- там на острове Татышева растет замечательный яблоневый сад, в котором растут отнюдь не "дички", а настоящие яблони, а там ведь климат похуже. И сад ведь тот появился не в благословенные советские времена, а 20 лет назад- так что дело не в строе, а в людях.
10:02:12 30-06-2025
Тополь, клены и береза - сорняки, садите сосны и кедры
17:15:26 30-06-2025
Гость (10:02:12 30-06-2025) Тополь, клены и береза - сорняки, садите сосны и кедры...
Которые растут в год по чайной ложке? От них тень только наши правнуки увидят
11:42:46 07-01-2026
Гость (10:02:12 30-06-2025) Тополь, клены и береза - сорняки, садите сосны и кедры... Не учитываете почву- должна быть лесная, легкая, посадки саженцев должны расти в полутени. Важно ещё не садить высокорослые дереаья под проводами эл.сетей.
10:10:37 30-06-2025
в Советское время стояла одна но очень главная задача - уберечь землю от эрозии!!!
тогда, сажая быстрорастущие деревья, с этой задачей справились!... если сейчас вы не ощущаете последствий засух и выветривания, то это благодаря Советским учёным!!!
а что вы за 30 лет сделали!?!...
10:14:52 30-06-2025
Гость (10:10:37 30-06-2025) в Советское время стояла одна но очень главная задача - убер... а вы?
10:33:16 30-06-2025
Гость (10:10:37 30-06-2025) в Советское время стояла одна но очень главная задача - убер... они 30 лет только воют, какие коммуняки плохие - трубы всего 40 лет служат, а надо было вечные делать.
10:32:50 30-06-2025
Мне центр Москвы кажется намного зеленее центра Барнаула. Там и скверов много, и есть улицы прямо тенистые, уютные. А в центре Барнаула я могу назвать такими улицу Анатолия и переулок Горького
10:48:19 30-06-2025
Гость (10:32:50 30-06-2025) Мне центр Москвы кажется намного зеленее центра Барнаула. Та... Я в детстве жил на Никитина между Соцем и Красноармейским...Мы шампиньоны собирали на газонах под огромными тополями...Город утопал в зелени...
12:45:27 30-06-2025
Гость (10:32:50 30-06-2025) Мне центр Москвы кажется намного зеленее центра Барнаула. Та... А еще в Москве до сих пор моют тротуары и асфальт! И там нет куч песка по дорогам! А у нас?
01:04:10 08-01-2026
Гость (12:45:27 30-06-2025) А еще в Москве до сих пор моют тротуары и асфальт! И там нет... у них нет бесплатной грязи с Оби, а есть много реагентов. Ну и снег они убирают, а не заваливают грязью. Уровень, чо ))))))))0
21:48:42 08-01-2026
Гость (10:32:50 30-06-2025) Мне центр Москвы кажется намного зеленее центра Барнаула. Та... а еще там 4 трлн бюджет вместо 35 млрд
11:36:09 30-06-2025
Очень много не санкционированно/неоправданно рубят, - березы чем провинились?! причем, молодые красавицы!
13:26:52 30-06-2025
Гость (11:36:09 30-06-2025) Очень много не санкционированно/неоправданно рубят, - березы... А что-то совсем не рубят. На проспекте Ленина едешь от ул. Титова до ул. Северо-Западная - много лет стоят мертвые березы и липы. Обещали пару лет назад снести сухостой - в итоге только насажали под ними новые ивы и липы, но как всегда без полива и в этом году они ужек полумертвые в большинстве своем. Так что основной процесс у городских озеленителей - распил финансов.
13:10:52 30-06-2025
А кто помнит очень зеленый проспект Красноармейский? То того, как там все застроили человейниками и ТЦ.
14:31:28 30-06-2025
Да в начале 1980х олени по городу ходили. В городе уникальный ленточный сосновый бор проходит. Который сегодня сильно поврежден. Вот бор нуждается в восстановлении
А насчет города это еще в 1917 после пожара большевики Барнаульцы впервые создали генеральный план ГОРОД-САД. Барнаул должен был стать кольцевым с линиями домов и линиями садов и даже Маяковский про Барнаул написал:
И губы шепчут в лад. Через четыре года здесь будет город-сад. Я знаю город будет. Я знаю саду цвесть когда такие люди в стране советской есть
15:32:38 30-06-2025
Холмс (14:31:28 30-06-2025) Да в начале 1980х олени по городу ходили. В городе уникальны... Так-то Маяковский это про Новокузнецк писал.. Барнаул в то время был жуткой провинцией.
15:57:08 30-06-2025
Мимопроходящий (15:32:38 30-06-2025) Так-то Маяковский это про Новокузнецк писал.. Барнаул в то в... правильно. А Новокузнецкие архитекторы где генеральный план то брали своего нового города??? Правильно приезжали сюда за нашим планом города сада. У нас не пошло
16:24:44 30-06-2025
Да разве дело было в подходе ? в городе был хозяин. В городе работало управление по эксплуатации дорог и объектов благоустройства . Озеленением занимались специалисты они то и делали свою работу профессионально. Вспомните как проходили дни города в 80-90 годы . а выставки цветов как проходили. Другое время ? менегеры ? вот потому то и город после любого дождя напоминает Венецию.
23:41:03 05-07-2025
Совсем недавно в центре срубили 8 прекрасных ровных елей за рестораном Барнаул, а сейчас два пустых газона и что там приживется рядом с дико загазованным проспектом Строителей? Просто преступление против экологии
14:18:43 04-09-2025
Гость (23:41:03 05-07-2025) Совсем недавно в центре срубили 8 прекрасных ровных елей за ... вспомните вековые ели на пл.октября у 12 фазанки?
сколько кричали, умоляли горожане- не трогайте!!!!
нет. спилили , теперь там грязь камень и мусор
это не горзеленхоз
а горпень хоз!!!
11:42:18 07-01-2026
Гость (14:18:43 04-09-2025) вспомните вековые ели на пл.октября у 12 фазанки?скольк... Согласен, горзеленхоз не оправдывает своё название: почему бетонная тротуарная плитка , укладываемая вплотную к стволам деревьев не зелёного цвета?
08:13:36 07-01-2026
Слава КПСС!!! 😎😊
10:02:21 07-01-2026
Советское наследие! Можете только угробить сломать уничтожить... Уйдите и не вредите ради бога. Не можете не умеете-уйдите!
10:27:34 07-01-2026
Советский период - это самое лучшее, что когда-то происходило с Россией!
11:39:48 07-01-2026
В 60-70-х годах основной посадочный материал, декоративные растения, выращивали в институте садоводства и совхозе "Декоративные культуры". Все кустарники и деревья были изначально приспособлены к местному климату. Сейчас практически 100% привозные растения. Городской отдел озеленения всегда следил за состоянием деревьев и кустарников в городе и советовался со специалистами института садоводства и совхоза. Сейчас много появилось "ландшафтных дизайнеров", которые вообще ни фига не понимают и не знают какое растение где лучше посадить, а где нельзя. Самый простой пример, это сквер на самом въезде на Гору. Проект был сделан З. И. Лучник, одна из основателей декоративного садоводства в Сибири. Этому скверу больше 50 лет!
Построить высотку можно за один-два года, а чтобы вырастить дерево надо больше 10-15 лет. Эх, ломать не строить.((((
11:45:52 07-01-2026
Действительно вырубают много здоровых деревьев. Подскажите куда можно обратиться и пожаловаться? В полицию заявление писала, ответа нет.
22:23:44 07-01-2026
Таня (11:45:52 07-01-2026) Действительно вырубают много здоровых деревьев. Подскажите к... Бастрыкину, ну или Путину
12:32:19 08-01-2026
В советское время для школы №126 был заложен дендрарий. Высадили огромное количество редких кустарников, деревьев. Дендрарий признали одним из лучших в Сибири. Сейчас это место загадили до неузнаваемости и обозначили это место как парк "Эдельвейс". Вырубили кучу деревьев, появились мастерские, стоянки, склады, заборы от любопытных аборигенов Ленинского района, кочегарка и прочая хрень в виде "бобровых хат". Пора туда устраивать ознакомительно-познавательные экскурсии для дизайнеров, биологов, архитекторов, депутатов с целью не допущения таких разрушительных решений на ровном месте.