Стенограмма выступления председателя Алтайского Краевого совета народных депутатов Александра Назарчука с состоявшейся сегодня пресс-конференции, в ходе которой он изложил точку зрения алтайских законодателей относительно принятия Земельного Кодекса.
29 июня 2001, 19:09, ИА Амител
А. Назарчук:
- На сессии КСНД депутаты приняли Постановление и направили его в Государственную Думу до рассмотрения Земельного Кодекса в первом чтении свои предложения, которые при принятии в первом чтении будут учтены. Комитет КСНД по агропромышленному комплексу и природопользованию внес на рассмотрение депутатов на 15-й сессии дополнительный вопрос о Земельном Кодексе, и он был рассмотрен на заседании. Действия Краевого Совета по этому вопросу правомерны, поскольку Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ, субъектов РФ, поэтому если есть разногласия в подходах к любому законодательству, создаются согласительные комиссии, чтобы определиться по отношению к проблемам.
Сегодня у многих в РФ такая позиция: если Земельным Кодексом не регулируются отношения по землям сельскохозяйственного назначения, то и проблем здесь нет. Но земли сельскохозяйственного назначения - это только малая часть земель, которыми мы располагаем (11 % от общей площади земель). Земельные отношения регулируются Земельным и Гражданским законодательствами, - исходя из этого положения депутаты и рассматривали проект Земельного Кодекса. В Земельном Кодексе земля рассматривается прежде всего как часть природы, как природный ресурс, как территория, и как объект недвижимости, как товар. Приоритетным является рассмотрение земли как части природы, как среды обитания. Использование, распоряжение, владение землей должно быть в пользу именно этого приоритета, что земля есть часть природы. Поэтому когда идет речь о нормах, заложенных в Земельном Кодексе, и что земельные отношения будут регулироваться и Гражданским законодательством, то возникает вопрос, с чем не согласны депутаты АКСНД. На прошлой сессии было принято Постановление, где депутаты выразили несогласие с концепцией Закона и попросили создать согласительную комиссию совместно с регионами, которые не разделяет концепцию реформ.
Первое. Правительство сегодня настойчиво добивается процесс приватизации вести без Государственной Думы. Приватизация госсобственности в РФ ведется по Постановлению Госдумы, и мы в Алтайском крае приняли Постановление о государственном имуществе, подлежащем приватизации. То есть сегодня процесс приватизации регулируется представительными органами РФ: федеральным собранием, а в крае - Краевым советом народных депутатов. Поэтому когда идет разговор о приватизации земель, принадлежащих государству, субъектам государства, муниципальным образованиям, имеется в виду то, что эти земли будут передаваться в собственность, срочное и бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение исполнительной властью. С чем мы не согласны в данном случае с Земельным Кодексом?
Когда мы на двух предыдущих сессиях вносили изменения в наше законодательство о земельных отношениях, возникал вопрос о праве иностранных граждан и лиц без гражданства (юридических и физических) быть равным в правах с гражданами РФ, Мы сняли этот вопрос с голосования по одной причине: в крае есть понимание того, что объекты недвижимости, которые иностранными юридическими и физическими лицами создаются за счет инвестиций. Мы согласны с тем, чтобы на земельные участки под этими объектами недвижимости распространялись права такие же, как и на юридических и физических лиц РФ. В пункте Постановления, принятого на сессии вчера, записали, что иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица обладают равными правами с гражданами РФ при условии возникновения права на собственность на земельный участок под объекты недвижимости, которые созданы на территории РФ. Мы предлагаем этот вопрос так в Кодексе и записать, где сейчас есть такая формулировка: "иностранные граждане, лица без гражданства обладают равными правами с гражданами РФ", - то есть независимо от того, располагается на земельном участке недвижимость или нет. Принципиальное наше несогласие с Кодексом в том, что мы согласны дать равные права иностранным гражданам с гражданами РФ только на земельные участки, которые связаны с инвестициями. На другие земельные участки мы распространить равные права иностранным гражданами не можем. Если мы говорим, что приоритетным в рассмотрении земельных отношений является принятие земли как части природы, а потом - землепользования. Если же человек в частную собственность приобретает землю, то приоритетным для владельца этой земли является прежде всего извлечение выгоды из того, что человек приобрел в собственность.
Записана статья 27, которая включает список земель, изымаемых из оборота при передаче в собственность, и ограничивает оборот. Это земли, расположенные под объектами государственной власти, обороны, под закрытыми образованиями, космические и загрязненные. Все остальные земли, в том числ6е земли лесного, водного фонда, особо охраняемые, включены в ограниченный оборот. Но само это ограничение устанавливается правовыми актами. Поэтому мы записали, что запрещается продавать земли, которые перечислены в ограниченном обороте. У нас 90 % ресурсов отнесены к государственной собственности РФ., в том числе практически все леса Алтайского края, кроме колхозных. По закону, который принят Думой и отклонен Советом Федераций, государственная собственность на землю будет разграничена, закон согласительной комиссией уже отработан. Право приватизации на землю лесного фонда, находящуюся в государственной собственности, обладает Правительство РФ. Поэтому если мы сохраняем Кодекс в том виде, в котором он есть сейчас, завтра будет принято решение о приватизации земель, находящихся под лесом, и, самое главное, что сегодня российские граждане (юридические и физические лица) неконкурентны в выкупе, приобретении в собственность за плату, чтобы осуществить приобретение этих земель. Поэтому мы категорически возражаем, чтобы эти земли были в разделе ограниченного оборота, потому что этот оборот потом уже определяться будет без нас.
Третий принципиальный вопрос. Сегодня записано в Земельном Кодексе, что цена, по которой будет приватизироваться за плату земельные участки, будет складываться из пятикратного земельного налога. Сейчас у нас в сельских населенных пунктах ставка налога 720 рублей за гектар. Пятикратная сумма - 3600 рублей - будет выкупной ценой. Мы считаем, что выкуп должен устанавливаться по нормативной цене, которая в сельских населенных пунктах - от 20 тысяч рублей до 150 тысяч рублей за гектар. Это есть наше принципиальное предложение в Земельный Кодекс. Если мы говорим, что нам нужна приватизация для инвестиций, то ни о каких инвестициях не может быть и речи при цене 3600 рублей за гектар.
Мы оформили наши предложения в соответствии с регламентом Государственной Думы, каждый пункт нашего Постановления имеет предложения к статье. Мы считаем, что если сегодня, до второго чтения субъекты РФ направят свои предложения в Госдуму, то она не вправе принимать Земельный Кодекс без создания согласительной комиссии. На это рассчитано принятое нами вчера Постановление, а обсуждение этого вопроса носило политический характер, потому что депутаты голосовали с учетом действий фракций в Госдуме, и политических партий. Мы вынуждены были по Постановлению, которое принято на сессии Краевого Совета, голосовать отдельно, и по заявлению, которое принято на 15-й сессии КЗС, голосовали поименно.
Я Земельным Кодексом занимался, когда был председателем комитета в Госдуме. Законодательство - это не та сфера, в которой нельзя что-то менять, - мы сейчас в зависимости от обстановки можем вносить любые изменения. Но на сегодняшнем этапе пустить в оборот все земли, включая земли сельскохозяйственного назначения - это 1,5 млрд. гектаров российской земли - нельзя, так как могут стать владельцами те, кто сегодня при таком соотношении рубля к доллару могут скупить земли. Сегодня сложилась такая ситуация, когда многие отрасли приватизированы не в пользу большинства населения, которое проживает на территории нашей страны. Закон о недрах устанавливает, что основные недра - это собственность государства, следовательно, земли, в которых расположены недра, будут собственностью РФ, приватизация их будет тоже осуществляться без привлечения субъектов РФ и населения, которое проживает на этих территориях. Мы такую ситуацию в своем Постановлении изложили, а сам вопрос этот сегодня считаем главным. Земельный Кодекс, где к земле относятся только как к товару, к недвижимости, может серьезно повлиять на ситуацию в РФ.
Я как председатель Краевого Совета призван отражать настроения обеих фракций ("За народовластие" и "Союз промышленников"), голосование на сессии было организовано по всем предложениям депутатов, фракции обсуждали на своих заседаниях все вопросы.
Надо было дать возможность субъектам РФ разобраться. Многие субъекты РФ, отвергая концепцию Земельного Кодекса, выражали свое несогласие с возможностью оборота сельскохозяйственных земель. Но в Кодексе записано, что подлежат обороту земли, которыми наделены граждане для ведения личного подсобного хозяйства. Один из вариантов выделения земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения был для расширения личного подсобного хозяйства. Эти земли сегодня попадают в оборот по Земельному Кодексу. Пока рано говорить о рамочном законе, который установит сроки, по которым регионы примут постановления по ограничению оборота сельскохозяйственных земель, но я принципиально против того, чтобы мы из Земельного Кодекса выделяли особый закон и давали регионам, потому что это нарушит единое правовое пространство РФ. Не единое правовое поле в земельных отношениях может послужить толчком к тому, что федеративные отношения могут осложниться. Сегодня принятие этого Земельного Кодекса станет легализацией всех тех незаконных действий, которые были проведены до его принятия.
У нас в крае есть Закон об аренде, сейчас в плане на второе полугодие у КСНД поставлен вопрос о размерах арендной платы за земли в Алтайском крае. К сожалению, пока все регулируется договорами, устанавливается договорная цена, но рекомендации по размерам арендной платы нам надо по зонам края.
Комментарии 0