Тайна Ивана Огняника: почетный житель Ярового раздавал свою пенсию

26 ноября 2014, 12:25, ИА Амител

11 ноября ушел из жизни почетный житель г. Ярового Алтайского края Иван Огняник. По поводу его ухода из жизни скорбит весь город: замечательный химик, профессионал и кристальной души человек. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей барнаульского журналиста Константина Шелихова, которую он прислал в редакцию нашего агентства:

- Ещё в советские годы Иван Петрович стал живым олицетворением славы химического завода, но был не согласен с этим свалившимся на него почётом. В итоге он принимает очень необычное решение, в согласии с которым действует всю оставшуюся жизнь.

Героические будни

Химия стала страстью Ивана Огняника ещё со школьной скамьи. В то время в его родном селе для экспериментов можно было найти лишь соль, нашатырь, известь, воду да марганцовку. Из этих незамысловатых ингредиентов Иван Петрович получал аммиак и выделял кислород. Поиски себя в какой-то другой стезе не увенчались успехом. После окончания сельскохозяйственного техникума и недолгой работы зоотехником в совхозе, в 1965 году Огняник устроился аппаратчиком на завод в Яровом.

Сейчас немодно давать такие характеристики, но из песни слов не выкинешь: он был настоящим коммунистом, – вспоминает бывший директор завода Сергей Юдин. – Это был Рабочий с большой буквы. Он возглавлял партийные и профсоюзные ячейки в своём цехе. При этом и сам подавал пример в труде… Да что там! Его отношение к работе вызывало восхищение! Ивана Петровича приняли в цех люминофоров учеником аппаратчика, но за короткое время он досконально освоил все стадии производства и дорос до высшего, шестого разряда.

В 1976 году на заводе запускалось инновационное производство хладонов. По меркам того времени, метод, который планировалось применять, был поистине шагом в будущее. Поэтому в новый цех набирали лучших из лучших. Среди них был и Иван Огняник.

Почётное звание

Руководство завода решило взрастить Героя труда, который стал бы примером для остальных, – продолжает Сергей Максимович. – Так как Иван Петрович уже тогда был передовиком производства, выбор пал на него. По итогам одной из пятилеток Огняника наградили орденом Трудовой Славы. После этого он ещё дважды удостаивался столь почётной награды, в итоге став полным кавалером этого ордена.

В 1994 году по причине тяжёлой болезни Иван Огняник покинул завод. Химия стала его хобби. Иван Петрович при помощи разнообразных реакций начал создавать чудесные картины, многие из которых сейчас хранятся в городском музее. Будучи кавалером ордена Трудовой Славы трёх степеней, Огняник был приравнен к Герою соцтруда. Это сулило многочисленные льготы и безбедную старость. Но внушительных размеров пенсия не принесла счастья химику.

Общая заслуга

Он много раз пытался отказаться от почестей, – вспоминает вдова Ивана Петровича Людмила Огняник. – Он был уверен, что награды эти должны принадлежать всему коллективу. Какое-то время, благодаря его статусу, мы жили на государственном обеспечении: не платили за коммунальные услуги ни копейки. Но 8 лет назад вместо льгот стали выплачивать компенсацию. Иван заявил: "Раз не могу отказаться от этих денег, буду заниматься благотворительностью".

Почему же Иван Петрович хотел отказаться от наград?

Чтобы понять, что такое производство хладонов, приведу один факт, – объясняет бывший заводчанин, просивший не упоминать его имени. – Люди, которые переводились в другие цеха, говорили, что выбрались из ада. Работа была опасной. Люди калечились и гибли довольно часто. Наверное, поэтому руководство завода слишком уж оберегало Огняника. После получения третьего ордена он продолжал работать в цехе, но начальство его оградило ото всех опасностей. Посадили за бумажную работу. Но никто не подумал, что сам Огняник при этом чувствует. А ему было стыдно, что его коллеги со смертью каждый день играют, а слава достаётся ему. Он считал, что это неправильно, будто почести он не заслужил. Я однажды говорил с ним на эту тему. Говорю, пусть ты деньги отдаёшь нуждающимся, но себя-то не казни. Но он так и не смог справиться с муками совести.

Всё людям

Одним из самых ярких его качеств была честность перед собой и окружающими, – вспоминает директор городского музея и близкий друг Ивана Огняника Фаина Яруллина. – Боль другого он воспринимал как свою боль. Он всегда был готов выслушать и оказать моральную поддержку. Но при этом никогда не отказывал в поддержке материальной. Он часто спрашивал людей, всё ли у них в порядке, какие проблемы их беспокоят. Всем стремился помочь.

Иван Петрович многие годы активно участвовал в благотворительных акциях, – рассказывает замначальника яровского Управления социальной защиты населения Людмила Рудниченко. – На его пожертвования детям из малообеспеченных семей приобретались продукты питания, одежда и обувь, канцелярские товары, новогодние подарки, оплачивался проезд к месту лечения. Также он помогал пяти яровским студентам, которые поступили в вузы, но из-за тяжёлого материального положения не могли ездить на учёбу и жить вдали от дома. Иван Петрович ежемесячно платил им стипендию из собственных средств.

Известно, что Иван Петрович страдал от онкологического заболевания. Наверное, поэтому особым пунктом в его благотворительности стала помощь больным раком.

Он приходил к нам и начинал разговор: "я слышал, тот-то и тот-то болен", – вспоминает председатель Совета ветеранов Галина Волченко. – Мы узнавали, правда это или нет. Если человек действительно оказывался болен, Иван Петрович передавал ему деньги через нас. Без пафоса. Просто. Будто так и надо. Но не нужно думать, что это было для него каким-то механическим жестом. И Совет ветеранов, и соцзащита отчитывались за каждую потраченную копеечку. Иван Петрович подробно расспрашивал о тех, кому помогает. Он именно принимал участие в их судьбе. При этом Иван Огняник строго-настрого запрещал рассказывать людям, откуда пришли деньги.

Тогда эта анонимность вызывала у многих недоумение. Люди гадали, от скромности ли это или из-за страха быть ограбленным, если люди узнают о его доходе. Скорее всего, Огняник просто не хотел, чтобы люди чувствовали себя обязанными ему за деньги, которые он отказывался признавать своими.

Всё заводу

Сам Иван Петрович всё время чувствовал, что обязан коллективу цеха. И редкое мероприятие, посвящённое заводу, проходило без его участия.

Когда он узнал, что мы создаём памятный комплекс основателям и создателям завода и города за клубом "Химик", Огняник сразу заинтересовался и предложил поддержку, – вспоминает Сергей Юдин. – Его материальный вклад в создание этой скульптурной композиции – поистине огромен. С большим почтением он относился к памяти об основателе завода: был одним из тех, кто оплатил установку мемориальных плит в честь Глеба Верещагина.

Иван Огняник очень дорожил людьми, с которыми работал, – добавляет Фаина Яруллина. – Он написал и на свои деньги издал книгу "Хроники хладонов", в которой рассказал историю своего цеха. В ней упомянул всех, с кем свела его судьба на этой работе. О каждом есть хотя бы несколько строк. Позже Иван Петрович собрал в музее всех своих коллег и подарил им по экземпляру.

Семейные ценности

Нельзя сказать, что он не помогал своим детям и внукам, – уверяет Людмила Огняник. – Помогал. И морально поддерживал, и деньги высылал, пока они учились. Но всё же большая часть его пенсии уходила на благотворительность. Помню, я ругалась с ним по этому поводу. Говорю, дочери квартиру нужно купить. А он мне: "не было у меня этих денег – представь, что и сейчас нет". Иван, может, и выглядел мягким и покладистым. На самом же деле характер у него был сильный. Это был несгибаемый человек. Раз сказал, значит так и будет. В общем, со временем я смирилась.

Я прекрасно знал, что он раздаёт почти всю пенсию, – говорит внук Ивана Петровича Константин. – Но у меня не было к этому никакой ревности. Для нас он всегда был опорой. Очень многому из того, что я имею, я обязан моральной и материальной поддержке дедушки. Я не встречал человека умнее. Он всегда старался проникнуть в самую суть бытия, зачитывался трудами самых разных философов. И его выбор я всегда буду уважать.

Иван Петрович, зная, что скоро уйдёт из жизни, занялся мемуарами для потомков. Исписал почти десяток общих тетрадей. В них он изложил всю историю его фамилии, привёл сведения о предках и рассказал, к каким жизненным выводам он пришёл по вопросам религии, политики и бытия вообще. Сейчас этот труд является фамильной ценностью его семьи.

Не отступал до самого конца

Позже болезнь настолько подкосила Ивана Огняника, что последние 2 года жизни он даже не выходил на улицу. Но до самого последнего вздоха он сохранял трезвость ума.

Ближе к концу мы с ним свободно обсуждали его смерть, – продолжает Людмила Константиновна. – Он разговаривал об этом спокойно, с точки зрения рациональности. Он всё продолжал раздавать деньги, а я всё твердила, что его хоронить будет не на что. Говорила, никто же не поверит, что у тебя нет денег. Он отмахнулся: "Как-нибудь закопаете". Правда потом я всё же смогла его убедить начать копить на погребение и поминки. Но было уже поздно. На похороны собирали деньги родственники и просто неравнодушные люди.

Будучи человеком скрупулёзным и ответственным, Иван Огняник вёл строгий учёт своей благотворительной деятельности. Накопилось несколько толстенных папок. Людмила Константиновна отдала их, как того хотел её муж. Куда – секрет. Но осталась ведомость, в которой сам Иван Петрович перед смертью подсчитал, сколько денег он успел раздать. Вышло почти 3 миллиона рублей.

PS.

На похоронах Ивана Огняника его ордена не были представлены общественности, как того требует традиция. Но дело отнюдь не в скромности передовика. Считая их заслугой всего коллектива, Иван Петрович хранил награды в цехе. Где эти медали однажды и украли.

Константин Шелихов, газета "Яровчане"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров