«Тонкий намек»: барнаулец подарил американцам ледяной унитаз на пьедестале

04 апреля 2013, 07:44, ИА Амител

Эта зима, которая никак не хочет от нас уходить, обязательно будет знаковой в области ледяной скульптуры благодаря работам, которые создал житель Барнаула Александр Парфенов в паре с компаньоном из Магадана Егором Степановым. Что в них нового? Гигантский энергетический посыл, переданный через движение – внутри душ героев скульптур и вокруг них.

"Звучание рыбы" и "Надежда"

В тандеме Парфенов - Степанов идеи скульптур подает наш земляк. Нынешней зимой главными работами мастеров стали "Звучание рыбы" и "Надежда". Обе они завоевали награды.  "Звучание рыбы" получило гран-при в номинации "Лед" первого международного фестиваля "Волшебный лед Сибири" (Красноярск). А "Надежда" стала серебряным призером в номинации "Абстракция" второго конкурса международного ледового чемпионата "Айс-Аляска-2013" (Фэрбенкс). К сведению, соревнования на Аляске - №1 в мире.

"Звучание рыбы" - это фантазия на тему творчества. По сюжету сказочный эльф увлеченно, словно шаман во время камлания,  играет на ледяном скелете огромной рыбы. Конечно же, импровизирует, ловя с небес вдохновение. Он часть творческой стихии. Он поддался ей, и вовлекает в нее тебя. 

Парфеновское "Звучание рыбы" "прозвучало" в этом ледовом сезоне в двух разных "аранжировках". На конкурсе в Красноярске, который прошел раньше конкурса в Фэрбенксе, на рыбе играл тот самый эльф. За рубежом Парфенов заменил его на дирижера, который руководит хрустальным оркестром. Он отклонился назад, всплеснул руками и сейчас … польется неведанная ранее музыка. 

"Надежда" - это воплощение борьбы за жизнь, зеркало, в котором отражаются обнаженные эмоции человека, попавшего в критическую ситуацию. Лодку вот-вот перевернет надвигающейся волной. Она стоит почти вертикально. Гребцы в ужасе, но продолжают ворочать веслами, не замечая того, что цепляются ими не за воду, а за воздух. У всех разные выражения лиц. У кого-то на лице отражается решимость и уверенность, у другого - невероятное упорство, у следующего - отрешенность, этот человек уже не здесь… "Спасите наши души!!!"

До самого финала

По словам Александра Парфенова, он никогда не делает эскизов, в которых выписаны все детали. Их задача – ухватить художественную идею, которую вдруг удалось выпросить у бога. Она будет развиваться до самого финала – пока скульптура не будет готова. Иначе работать не интересно: творческий поиск, когда все разложено по полочкам, можно считать законченным, а он должен продолжаться. 

Унитаз для американцев

Не желая обидеть коллег из других стран, Парфенов рассказывает о подходе к созданию скульптур среди американцев и азиатов. С ними ему множество раз приходилось работать бок о бок, в том числе на международном ледовом чемпионате "Айс-Аляска".

Азиаты, по словам Александра, склонны сосредотачиваться на совершенствовании какой-то определенной скульптуры в плане технического исполнения. Правила "Айс-Аляска" допускают участие в нем мастеров со скульптурами, которые ими были сделаны здесь же в предыдущие годы. Японец, обошедший Парфенова в 2013 году, победил со скульптурой, которую делал на "Айс-Аляска" в четвертый раз подряд! Русские такого не приемлют: скульптуры не повторяются на одной площадке. Для них принципиально важен поиск новых сюжетов, они любят импровизировать.

"Японец нас обогнал на одну сотую из ста очков. Он исполнял хорошо отрепетированное произведение, а мы сочиняли свое экспромтом, на ходу. У нас разный подход", - говорит барнаулец.

Американцы – это просто чистейшие технари-потребители. Они помешаны на  технологиях. Ими придумано огромное количество "ледовых" электроинструментов, коими они прекрасно владеют. И им, по большому счету, фиолетово до идеи,  смысловой нагрузки.

Руками, то есть с помощью стамесок (русские делают тонкую работу, закончив вырезать фигуры бензопилой,  стаместками), американцы нисколечко не умеют что-либо создавать.

"Я только прибежал на площадку, раскладываю инструменты, смотрю, а американские ребята уже вспотевшие, красные. У них ледяной блок распилен на куски. А у нас еще целый. Я насчитал вокруг 25 электроинструментов. А у нас все инструменты ручные. Думаю: "Ничего себе, работают с такой скоростью!". Через дня три я вернулся, чтобы посмотреть на них, и понял, что они ничего стоящего не сделали – ни-че-го, - вспоминает Парфенов. - У них также фотографируют на соревнованиях. Техника отличная. Ее много. Наделают тысячи снимков, а выбрать из них снова нечего. Они не выстраивают композицию. Им даже не приходит в голову убрать из кадра лишнее: тряпки, бутылки, инструменты и т.д.".

С Аляски Александр привез несколько фотографий местных пирожных и печенья, которыми кормили участников чемпионата. Они являются продолжением потребительской темы. От выпечки в глазах рябит из-за ярких красителей. На культуру здорового питания нет и намека. Броско (химическая промышленность постаралась), весело, сладко, и того достаточно.

Желая намекнуть американцам на их потребительскую суть, пристыдить их, Александр Парфенов в 2013 году в парке ледовых скульптур Фэрбенкса изваял ледяной унитаз на пьедестале. И, похоже, никто так и не понял реплику русского. Американцы восторгались его "креативной" скульптурой и с удовольствием у нее фотографировались.

Из той же оперы: выигрывают в США в основном скульптуры, на которые можно смотреть с единственной точки – "плоские", обращенные к статичному зрителю. "Объемные" вещи американцы плохо воспринимают.


Татьяна Труфанова

 

Фотографии предоставлены Александром Парфеновым. На них изображены его работы, а также скульптуры коллег с соревнований на Аляске в 2012 и 2013 годах.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров