«Транснефть» добилась остановки транзита по трубопроводу Баку – Новороссийск

Россия – Азербайджан: давай, до свидания!

16 мая 2013, 06:59, ИА Амител

"Транснефть" добилась остановки транзита по трубопроводу Баку – Новороссийск,Ю - об этом пишет Андрей Кузин на КМ.Ру.

Не всегда народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках, поспевает за стремительным потоком современной жизни. Вот говорили раньше, что старый друг лучше новых двух. Значит, надо держаться за прежние отношения, не давать им разрушаться, даже если они стали обузой. Но в действительности сплошь и рядом старые друзья больше заняты своими делами, которые не всегда становятся общими. Как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь.

Россия и Азербайджан – две крупные нефтегазодобывающие державы. Долгое время Москва и Баку пытались разработать и реализовать совместные взаимовыгодные проекты. Так, "Газпром" надеялся получить поддержку в планах транспортировки туркменского газа в Южную Европу. Однако в Азербайджане провели свои расчеты, и Транскаспийский газопровод, скорее всего, будет строиться без российского участия.

Новым поводом для грустных размышлений стало решение правительства РФ прекратить транзит азербайджанской нефти из Баку в Новороссийск. Соответствующее распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева опубликовано 14 марта.

Договор о транзите действовал с 1996 года. Согласно документу, ежегодный объем сырья, прокачиваемого по нефтепроводу, должен был составлять не менее 5 миллионов тонн. Тариф по согласию сторон установили на уровне 15,67 доллара за тонну нефти на 1000 километров пути. Тариф льготный, по контракту на него не могли повлиять никакие законодательные изменения в России, сборы в порту, инфляция и другие возможные причины. И этот льготный тариф действовал 17 лет.

Но в последнее время нефтяная река стала пересыхать и превратилась в ручеек. В 2011-2012 годах государственная нефтяная компания Азербайджана транспортировала через российскую территорию только около 2 миллионов тонн сырья, а в 2013 году предусмотрено снижение этого показателя до 1,6 миллиона тонн.

Тревогу забила "Транснефть", в чьем ведении находится эксплуатация магистрали. Еще в 2011 году президент компании Николай Токарев заявил, что из-за неполной загрузки российская сторона теряет на этом направлении около 50 миллионов долларов в год.

Были предприняты попытки как-то исправить ситуацию. "Транснефть" предложила азербайджанским партнерам сократить квоту на 30-40%. Баку в ответ заявил о готовности увеличить объемы прокачиваемой нефти за счет транзита сырья из Казахстана и Туркмении. Не договорились...

По словам официального представителя "Транснефти" Игоря Демина, причинами прекращения соглашения стали нарушение его условий азербайджанской стороной и экономические убытки. "Доходы от объемов транзита не покрывали затраты компании на поддержание трубопроводной системы в должном технологическом состоянии", – пояснил Демин. Он сообщил, что со следующего года транспортировка азербайджанской нефти будет осуществляться уже на основе коммерческого договора.

Нынешние цены на транспортировку нефти могут существенно отличаться, все зависит от стоимости эксплуатации магистрали и ряда других причин. По оценкам экспертов, в прошлом году перекачка сырья по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан стоила около 20-25 долларов за тонну на 1000 километров. Эта цена может быть взята за основу при расчете нового коммерческого договора с Азербайджаном.

Эксперты пока не берутся предсказывать, как на это повышение стоимости отреагируют в Баку. "Если Азербайджану такие тарифы покажутся слишком высокими, то он может пойти на снижение объемов поставок. Прокачка нефти даже по 30 долларов за тонну на 1000 километров – это уже немаленькая цена. Может дойти до того, что Баку и вовсе откажется от прокачки нефти. В этом случае "Транснефти" лучше будет заморозить трубопровод", – полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

По мнению аналитика ИФК "Метрополь" Виталия Крюкова, Азербайджан сократил прокачку нефти из-за ее дефицита. "Баку направляет больше нефти на переработку для обеспечения растущего спроса на внутреннем рынке, плюс в республике отмечается падение добычи нефти", – отмечает Крюков.

С другой стороны, руководство Азербайджана не может не понимать важности сохранения российского маршрута, который в случае непредвиденных обстоятельств может стать альтернативой трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. А ситуации могут быть разные. Так, в августе 2008 года из-за событий в Грузии прокачка нефти по этой магистрали была остановлена и Баку понес существенные убытки.

Однако эксперты не считают, что решение Москвы денонсировать старый договор приведет к серьезной коррекции деловых связей между двумя странами. "С политической точки зрения я не вижу причин для ухудшения отношений с Азербайджаном. Никакой конкуренции на энергетических рынках у нас тоже не наблюдается. Скорее всего, это вопрос больше бухгалтерский. Сейчас убытки "Транснефти" уже вполне реальны", – заявил Сергей Пикин.

В ближайшее время Азербайджан обнародует свой ответ на решение российского правительства. Возможно, с помощью дипломатических переговоров и консультаций специалистов удастся найти вариант нового договора, который устроит обе стороны. Этого требуют законы рынка, не терпящего сентиментальных рассуждений о старой дружбе.

Читать полностью: http://www.km.ru/economics/2013/05/15/transneft/710718-rossiya-azerbaidzhan-davai-do-svidaniya

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров