Автохлам из программы утилизации вернулся на дороги
15 декабря 2014, 09:16, ИА Амител
До 44% проданного по утилизации автотранспорта вернулось на вторичный
рынок либо отправлено на гаражную разборку для последующей продажи
изношенных узлов и агрегатов. Об этом "Известиям" заявили в ассоциации
переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации
транспортных средств "Руслом.ком". В организации считают, что
недобросовестные утилизаторы и автодилеры используют правительственную
программу поддержки автобизнеса и обновления автопарка страны (на 2014
год на нее выделено 12,9 млрд рублей) для незаконного обогащения. В
Минпромторге признали наличие проблемы.
— Машины оформляются
как утилизированные, но вместо пунктов приема металлолома они либо
целиком попадают на вторичный рынок, если они в более-менее
работоспособном состоянии, либо идут в так называемые гаражные разборки с
последующей продажей на запчасти, — говорит руководитель департамента
аналитики ассоциации "Руслом.ком" Михаил Родионов.
По словам
собеседника, исходя из статистики Минпромторга за сентябрь-ноябрь,
непосредственно в утиль (программа предусматривает также обмен машины по
системе "трейд-ин") отправилось 70 тыс. автомобилей. Из их числа до
членов саморегурегулируемой организации "Руслом.ком" по состоянию на 9
декабря добралось лишь 39,5 тысяч автомобилей (56%). Остальные 30 тыс.
машин ушли к компаниям, которые не входят ни в одно профессиональное
сообщество. В "Руслом.ком" подчеркивают, что только его члены и
кандидаты на вступление в ассоциацию обладают 100% шредерных мощностей
(13 промышленных шредеров) России. Те, у кого дробилок нет, вынуждены
перерабатывать старую технику с помощью пресс-ножниц, резать автогеном
либо пускать под пресс, а затем продают лом сталеплавильным комбинатам —
это гораздо более трудоемкий процесс и менее выгодный бизнес.
Прямых
фактов недобросовестности "черных утилизаторов" у ассоциации
"Руслом.Ком" нет, но в качестве дополнительного довода в компании
утверждают, что в некоторых областях (Кировская область, регионы Южного
федерального округа) дилеры накапливали на складах "автохлам". По
нынешней программе некоторые автомагазины в добровольном порядке взяли
на себя обязанность свозить утиль на переработку, машины в ГИБДД для
снятия с учета везти не обязательно. Однако до утилизаторов этой области
автохлам так и не доехал, уверен Родионов.
— Если везут
машины на утилизацию в другой регион, то вообще непонятна экономическая
целесообразность такого проекта, — продолжает утилизатор. — Нам
жаловались и подмосковные утилизаторы: стоит на приемке зазеваться,
подъезжают люди то ли с брянскими, то ли с орловскими номерами, о чем-то
быстро договариваются с автовладельцем и направляются в каком-то другом
направлении.
По его словам, "черные утилизаторы" соблазняют
автомобилистов, пожелавших воспользоваться госскидкой тем, что помимо
справки (которая предъявляется при покупке нового автомобиля в рамках
госпрограммы) они получают за старую машину хоть какие-то деньги.
—
Вдобавок нынешняя программа предусматривает утилизацию грузовиков. К
примеру, только один старый мотор "КамАЗа" потянет тысяч на 15 рублей, —
пояснил собеседник. — Акт об утилизации не представляет из себя
документ строгой отчетности — это своего рода аналог типичного акта
сдачи-приемки, которые оформляют юридические лица при передаче
какого-либо имущества.
Продавцы, в свою очередь, эти документы
наряду с копиями договоров купили-продажи отправляют в Минпромторг,
который ведет лишь документарный контроль утилизации. В Минпромторге
признают наличие проблемы, но не видят в этом большой опасности, считая
масштабы злоупотреблений незначительными.
— К сожалению, нам
известны факты недобросовестного поведения утилизаторов, которые вместо
утилизации машин вновь выпускают их на рынок. Но эта проблема относится к
сфере уголовного права и такие компании должны нести ответственность в
уставленном порядке, — сообщил "Известиям" заместитель министра
Минпромторга Андрей Дутов. Документы на такие авто фабрикуются, а номера
двигателей перебиваются — это наказывается по статье 326 УК о
подделке/уничтожении идентификационного номера транспортного средства
В
ведомстве, однако, убеждены, что такие случаи носят единичный характер.
По словам Дутова, в России действует порядка 13,5 тыс. организаций,
которые имеют действующие лицензии на деятельность по сбору,
использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов
опасности, а также оснащены и подготовлены для обращения с ломом черных и
цветных металлов.
— При утилизации автомобиля мы рекомендуем
обращаться в местный "вторчермет" — там автомобиль гарантированно
утилизируют по всем правилам, — порекомендовал замминистра Минпромторга.
Напомним, стимулирующую авторынок программу автоутилизации продлят на
2015 год, выделив на нее еще 10 млрд рублей.
В ГИБДД России полагают, что машины, отправленные в утиль, уже не могут оказаться на дорогах.
—
Такого не может быть. Утилизируемая машина снимается с регистрации и
регистрационных знаков у нее нет. Либо ее только собственник может
восстановить. Скорее всего, это автомобили с перебитыми VIN-номерами.
Выявление подобных автомобилей — обычная регулярная работа сотрудников
ГИБДД, — отреагировал замглавы ГИБДД России Виктор Кузин.
В то
же время оказалось, что и перебивать VIN-номера двигателей продавцам
автохлама не нужно. Возможность поставить на учет "псевдоутилизованный"
автомобиль появилась у граждан недавно, поясняет автомобильный юрист
Сергей Радько.
— У нас до недавнего времени в правилах
регистрации ТС было предусмотрено, что автомобили сняты с учета для
утилизации и не подлежат повторной постановке на учет. Примерно год
назад Верховный суд России признал эту норму незаконной. В нормативных
документах МВД никаких изменений нет, так что и преград для вторичной
постановки на учет "утильмашины" формально нет, — объяснил Радько.
По
мнению адвоката, аферисты при должных объемах могут использовать связи в
ГИБДД для легализации таких машин, потому что для постановки ранее
отправленного на утилизацию автомобиля на учет достаточно доверенности,
причем даже не обязательно, чтобы она была нотариально заверенной.
—
Они могут просто подделывать эти доверенности и выступать от имени
владельца. В дальнейшем, если автомобиль не засветиться на штрафах, то
бывший собственник даже не узнает, что его автомобиль получит вторую
жизнь. После продажи и обновления регистрационных данных в ГИБДД такие
машины вполне легально могут эксплуатироваться новыми собственниками, —
заметил Радько.
В "Руслом.ком" отмечают, что легализация
автохлама для России явление не новое. Аналогичные проблемы возникли и в
прошлую программу утилизации (2009-2011 годов).
— Для "черных
утилизаторов" помимо самих машин было дополнительно интересно получить 3
тыс. рублей — деньги, которое государство выдавало им на переработку
каждого автомобиля, — напомнил Родионов. — В текущей программе такие
компенсации не предусмотрены.
Комментарии 0