Автомобилисты остались без скидок на ОСАГО
Автомобилисты страдают от многочисленных отказов страховщиков в предоставлении скидки по ОСАГО за безаварийную езду
25 мая 2015, 13:09, ИА Амител
Автомобилисты страдают от многочисленных отказов страховщиков в предоставлении скидки по ОСАГО за безаварийную езду. С 2011 года все данные о скидках хранятся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (РСА). Данные в систему вносятся страховыми компаниями, и последние уверяют, что система работает исправно, хотя признают, что у отдельных граждан всё же могут быть проблемы.
В связи с этим депутат Госдумы Ярослав Нилов
(ЛДПР) направил депутатский запрос президенту РСА Игорю Юргенсу и главе
Центробанка Эльвире Набиуллиной (ЦБ регулирует сферу страхования) с
просьбой устранить сбои в электронной базе.
"В мой адрес
поступила информация от граждан, обеспокоенных следующей проблемой.
Автовладельцы, желающие приобрести полис ОСАГО, при перезаключении
договора обнаруживают, что утрачена так называемая скидка за
безаварийную езду — КБМ (коэффициент бонус-малус), — говорится в запросе
Нилова (есть в распоряжении "Известий"). — По-видимому, в
функционировании базы РСА существуют принципиальные недостатки.
Множество граждан при проверке своих данных сталкиваются с тем, что
имеющиеся в базе сведения некорректны, а это ведет к утрате права на
скидку. Сведения и изменения в систему загружаются только страховщиками.
Прошу вашего вмешательства в целях защиты прав граждан".
Бонус-малус
делит автомобилистов на классы в зависимости от стажа страхования,
количества аварий либо их отсутствия, автолюбителям присваиваются
понижающие или повышающие коэффициенты. Для аккуратных водителей —
0,95–0,5 (на эти цифры умножается стоимость полиса), для аварийных
автовладельцев — 1,4–2,45. Впервые страхующийся гражданин платит базовую
стоимость с коэффициентом "1". Чтобы претендовать на первую,
пятипроцентную скидку, достаточно лишь год ездить без аварий.
Страховые агенты, пожелавшие остаться неназванными, подтвердили "Известиям" нестабильность в работе базы страховщиков.
—
Проблемы с определением коэффициента бонус-малус возникают через одного
клиента, — рассказал один из собеседников. — Вот одну семью страхую не
первый год: они все взрослые водители, никаких аварий, а скидку по ОСАГО
система не выдает. Еще был случай — у одного клиента приписали зачем-то
к фамилии лишний мягкий знак. Случайно это вскрылось, были большие
проблемы с оформлением полиса. Это тоже говорит о качестве системы.
На
одном из популярных интернет-ресурсов, позволяющих проверить наличие
скидки в системе РСА (kbm-osago.ru), звучат более жесткие комментарии в
адрес страховщиков:
"Объясните, я 25 лет за рулем без аварий. А
с этой базой у меня 4-й класс (скидка 5% вместо максимальной — 50%).
Где справедливость?"— недоумевает пользователь Сергей.
"У меня водительский стаж 19 лет, а КБМ не найден, возвращен стандартный класс. Почему?" — негодует пользователь Alex.
"Достал
уже этот бардак. Я считаю, что если стаж больше 10 лет и нет никаких
данных об аварийности страхователя, то КБМ должен быть 0,5 по презумпции
невиновности", — пишет Юрий.
В РСА признают сбои в своей базе, но упирают на то, что это единичные случаи.
—
В базу данных РСА ежегодно вносится более 40 млн записей, и,
безусловно, такой массив не может быть идеально чистым. Но мы ведем
постоянную работу по проверке базы и устранению ошибок. В случае
неправомерного применения коэффициентов автовладельцы могут обратиться в
РСА. Надо подчеркнуть, что КБМ эффективно применяется при расчетах
стоимости полиса, — сообщили "Известиям" в пресс-службе РСА.
В
ассоциации сообщили, что в 2014 году 35 млн из 40 млн водителей смогли
сэкономить на ОСАГО, половина из них (17,5 млн) получили скидку 25–50%.
Тем не менее в 2013 году число аварий не превысило 205 тыс. (по
статистике ГИБДД), то есть в 2014-м как минимум 4,8 млн водителей при
перезаключении договора ОСАГО могли претендовать на скидку. Так что
расхождения достаточно существенны — даже с учетом такого фактора, как
увеличение автопарка в стране: но и его прирост в последние годы не
превышает 3 млн автомобилей (за 2013-й год — плюс 2,4 млн авто; за
2014-й данных "Автостата" еще нет). Кроме того, число получивших права
за 2014 год выросло на 2,5 млн человек.
Страховщики предполагают, что сбои могут быть связаны с ошибками самих водителей.
—
Если человек в течение года не страховался, то при заключении договора
на следующий год история страхования начинается заново. Как и в случае с
любой базой данных, при работе с базой РСА есть вероятность попадания в
нее некорректных или неполных данных, опечаток и т.д. Нередко
автомобилист, поменявший водительское удостоверение (например, при смене
фамилии), забывает сообщить об этом своему страховщику, как того
требуют правила страхования. Как результат — в системе РСА отсутствует
связь между его новым удостоверением и предыдущей историей страхования, —
объясняет начальник отдела методологии автострахования компании СОГАЗ
Юрий Горцакалян.
Чтобы решить проблему, водителю, уверенному,
что его несправедливо обделили скидкой, в СОГАЗе рекомендуют вернуться к
старой схеме, действовавшей до начала работы базы РСА, — обращаться в
свои старые страховые компании со старыми полисами ОСАГО, собирать
справки о безаварийной езде.
— После исправления данных вы
можете написать заявление в страховую компанию, с которой уже заключен
договор, и она вернет вам переплаченную часть страховой премии. Но с
этим лучше не затягивать — если срок действия заключенного договора
истечет, вернуть по нему переплаченную премию уже нельзя, — добавил
Горцакалян.
Нилов убежден, что страховщики обязаны самостоятельно решать свои проблемы, не нагружая ими своих клиентов.
— Российская система страхования, особенно по продукту ОСАГО, работает безобразно, а последние повышения тарифов (в октябре и апреле) еще более усугубили ситуацию. Система электронного учета коэффициента бонус-малус барахлит — это и есть зеркало отношения страховщиков к клиентам, которые для них не более чем источник дохода. Если страховой бизнес рассчитывает развиваться в цивилизованном русле, он обязан устранить все свои огрехи, которые бьют по кошельку клиентов, — сказал "Известиям" депутат.
Комментарии 0