Депутаты предложили освободить от транспортного налога многодетные семьи
Сегодня, 19 февраля, Госдума рассмотрит законопроект "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
19 февраля 2013, 10:41, ИА Амител
Данные поправки предлагают расширить перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом. Как стало известно АвтоАмику, Авторами законодательной инициативы выступили депутаты Государственной Думы А.В.Беляков и О.Л.Михеев. Сам законопроект был внесен в Госдуму еще 17 июля 2012 года. Он прошел рассмотрение Советом Государственной Думы и не был поддержан профильным комитетом.
Как говорится в пояснительной записке к
законопроекту, по
данным Росстата, в России насчитывается около миллиона многодетных семей, из
которых более 100 тыс. – это семьи, где детей воспитывает одна мать.
Многодетных отцов-одиночек в стране примерно 8 тысяч. По данным Института
демографических исследований, более половины многодетных семей относятся к
категории бедных, более 60% проживают в домах "без удобств", где отсутствует
либо центральное отопление, водопровод и канализация.
Почти 40% многодетных семей испытывают значительные проблемы
с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью; половина многодетных семей не
могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме; треть
многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах. В 25% многодетных
семей дети не могут закончить среднюю школу из-за необходимости
трудоустройства. Душевой дефицит доходов многодетных семей составляет 44,2% от
величины прожиточного минимума.
"Но даже в семьях, в
которых родители стараются обеспечить достойные условия жизни для своих детей,
учету подлежит каждая копейка. В целом по стране эффективность социальной
поддержки многодетных семей является недостаточной. Многие льготы, субсидии не
освобождают родителей от уплаты основной суммы, будь то жилищно-коммунальные
услуги, покупка жилья, приобретение детских товаров. Чем больше направлений
государственной поддержки многодетных семей будет предусмотрено законодательством,
тем больше возможности у родителей использовать свободные денежные средства на
культурное образование, развитие, досуг детей, чьи нравственное воспитание и
здоровье являются залогом развития страны", - считают авторы
законодательной инцииативы.
Законопроектом предлагается ввести в категорию объектов,
которые не подлежат обложению транспортным налогом, легковые автомобили и
автобусы, находящиеся в собственности родителей, попечителей, опекунов,
приемных родителей, на обеспечении которых находятся трое и более детей. Подобные
нормы содержатся в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации, их
принятие было широко поддержано в обществе.
"Содержание
транспортного средства, без которого практически невозможно передвижение
многодетной семьи с малолетними детьми, в настоящее является очень
дорогостоящим: оплата топлива, страховых услуг, технический осмотр, ремонт. В
условиях постоянного увеличения налоговых ставок транспортного налога указанная
мера поможет многодетным семьям существенно облегчить налоговое бремя и снизить
расходы на содержание транспортного средства.
Федеральным
законодательством не предусмотрено обеспечение многодетных семей транспортом,
хотя наличие обычной "Газели" упростило бы родителям с детьми
процессы совершения покупок, посещения медицинских и образовательных
учреждений. В связи с этим, предлагаемая законодательная инициатива, которая
полностью согласуется с проводимыми изменения в сфере налоговых отношений,
призвана компенсировать отсутствие у государства возможности обеспечить
многодетные семьи транспортными средствами", - резюмируют депутаты.
Несмотря на социальную направленность законопроекта, комитет
Госдумы по бюджету и налогам дал отрицательный отзыв на проект федерального
закона. В заключении комитета говорится, что "в целях обеспечения безусловной реализации принципа финансовой
самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, комитет исходит из
необходимости полного исключения практики предоставления на федеральном уровне
любых льгот по региональным и местным налогам, влекущих выпадение доходов этих
бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета".
Согласно статье 14 Налогового кодекса транспортный
налог является региональным налогом, т.е. устанавливается и вводится в действие
законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории
соответствующего субъекта. При этом статьей 361 Налогового кодекса
определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации в установленных данной статьей размерах. На основании пункта 2
статьи 372 Налогового кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено
право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
С 1 января 2011 года вступил в силу федеральный закон от
27.11.2010 № 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации", понижающий федеральные налоговые
ставки по транспортному налогу в два раза. Кроме того, субъектам Российской
Федерации предоставляется право устанавливать налоговую ставку по транспортному
налогу в размере 0% в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы) до
По данным комитета, мониторинг законов субъектов России о
транспортном налоге показывает, что многодетные семьи в ряде субъектов
освобождены полностью или частично от уплаты транспортного налога (например, в
Москве и Санкт-Петербурге; Московской, Амурской, Калужской, Кировской,
Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской,
Свердловской, Челябинской, Ярославской областях; Республике Хакасия;
Красноярском и Алтайском краях; Еврейской автономной области и других субъектах
Российской Федерации).
"Таким образом,
действующая система правового регулирования транспортного налога позволяет
обеспечить решение вопросов, связанных с освобождением от его уплаты отдельных
категорий налогоплательщиков, на региональном уровне. Учитывая изложенное,
Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 36501-6
"О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации", - говорится в официальном отзыве на законопроект.
Комментарии 0