Депутаты решили не освобождать от транспортного налога многодетные семьи
19 марта Госдума отклонила законопроект "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
20 марта 2013, 10:50, ИА Амител
Как стало известно АвтоАмику, всего 202 парламентария проголосовали "за" законодательную инициативу, расширяющую перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом. Несмотря на социальную направленность законопроекта и активные дискуссии большинство депутаты не поддержали идею освободить от транспортного налога многодетные семьи вне конкретной привязки к лошадиным силам в автомобиле.
Авторами законодательной инициативы выступили депутаты
Государственной Думы А.В.Беляков и О.Л.Михеев. Сам законопроект был внесен
в Госдуму еще 17 июля 2012 года. Он прошел рассмотрение Советом Государственной
Думы и его рассмотрение многократно откладывалось.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, по
данным Росстата, в России насчитывается около миллиона многодетных семей, из
которых более 100 тыс. – это семьи, где детей воспитывает одна мать.
Многодетных отцов-одиночек в стране примерно 8 тысяч. По данным Института
демографических исследований, более половины многодетных семей относятся к
категории бедных, более 60% проживают в домах "без удобств", где отсутствует
либо центральное отопление, водопровод и канализация.
Почти 40% многодетных семей испытывают значительные проблемы
с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью; половина многодетных семей не
могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме; треть
многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах. В 25% многодетных
семей дети не могут закончить среднюю школу из-за необходимости
трудоустройства. Душевой дефицит доходов многодетных семей составляет 44,2% от
величины прожиточного минимума.
"Но даже в семьях, в которых родители стараются обеспечить
достойные условия жизни для своих детей, учету подлежит каждая копейка. В целом
по стране эффективность социальной поддержки многодетных семей является
недостаточной. Многие льготы, субсидии не освобождают родителей от уплаты
основной суммы, будь то жилищно-коммунальные услуги, покупка жилья,
приобретение детских товаров. Чем больше направлений государственной поддержки
многодетных семей будет предусмотрено законодательством, тем больше возможности
у родителей использовать свободные денежные средства на культурное образование,
развитие, досуг детей, чьи нравственное воспитание и здоровье являются залогом
развития страны", - считают авторы законодательной инициативы.
Законопроектом предлагается ввести в категорию объектов,
которые не подлежат обложению транспортным налогом, легковые автомобили и
автобусы, находящиеся в собственности родителей, попечителей, опекунов,
приемных родителей, на обеспечении которых находятся трое и более детей.
Подобные нормы содержатся в законодательстве ряда субъектов Российской
Федерации, их принятие было широко поддержано в обществе.
"Содержание
транспортного средства, без которого практически невозможно передвижение
многодетной семьи с малолетними детьми, в настоящее является очень
дорогостоящим: оплата топлива, страховых услуг, технический осмотр, ремонт. В
условиях постоянного увеличения налоговых ставок транспортного налога указанная
мера поможет многодетным семьям существенно облегчить налоговое бремя и снизить
расходы на содержание транспортного средства.
Федеральным
законодательством не предусмотрено обеспечение многодетных семей транспортом,
хотя наличие обычной "Газели" упростило бы родителям с детьми
процессы совершения покупок, посещения медицинских и образовательных
учреждений. В связи с этим, предлагаемая законодательная инициатива, которая
полностью согласуется с проводимыми изменения в сфере налоговых отношений,
призвана компенсировать отсутствие у государства возможности обеспечить
многодетные семьи транспортными средствами", - резюмируют депутаты.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам дал отрицательный отзыв
на проект федерального закона. В заключении комитета говорится, что "в целях
обеспечения безусловной реализации принципа финансовой самостоятельности
бюджетов регионального и местного уровней, комитет исходит из необходимости
полного исключения практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по
региональным и местным налогам, влекущих выпадение доходов этих бюджетов без их
полной компенсации из федерального бюджета".
Согласно статье 14 Налогового кодекса транспортный
налог является региональным налогом, т.е. устанавливается и вводится в действие
законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории
соответствующего субъекта. При этом статьей 361 Налогового кодекса
определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации в установленных данной статьей размерах. На основании пункта 2
статьи 372 Налогового кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено
право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
С 1 января 2011 года вступил в силу федеральный закон от
27.11.2010 № 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации", понижающий федеральные налоговые
ставки по транспортному налогу в два раза. Кроме того, субъектам Российской
Федерации предоставляется право устанавливать налоговую ставку по транспортному
налогу в размере 0% в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
По данным комитета, мониторинг законов субъектов России о
транспортном налоге показывает, что многодетные семьи в ряде субъектов
освобождены полностью или частично от уплаты транспортного налога. Например, в
Москве и Санкт-Петербурге; Московской, Амурской, Калужской, Кировской, Липецкой,
Мурманской, Нижегородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской,
Челябинской, Ярославской областях; Республике Хакасия; Красноярском и Алтайском
краях и Еврейской автономной области.
"Таким образом,
действующая система правового регулирования транспортного налога позволяет
обеспечить решение вопросов, связанных с освобождением от его уплаты отдельных
категорий налогоплательщиков, на региональном уровне. Учитывая изложенное,
Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона
№ 36501-6 "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации", - говорится в официальном отзыве на
законопроект.
Комментарии 0