Как "Ока" преодолела "Шелковый путь"
09 декабря 2014, 11:45, ИА Амител
13 сентября 2009 года в Ашхабаде финишировал внедорожный марафонский ралли-рейд "Шёлковый путь – серия "Дакар". Впервые в мире тяжелейшую трассу через степи, высокогорные плато, пустыню Кара-Кум преодолел автомобиль первой группы особо малого класса. До этого машины, размером чуть больше жестяной коробки из-под сардинок, никто на дакаровские трассы не выводил.
Никто во всём мире! Мы – первые!
Мы – это водитель-механик Илья Староверов и я — штурман Андрей Чудаков, одновременно являющийся летописцем этой авантюры (вроде доктора Ватсона при Шёрлоке Холмсе). Третий член этой компании – автомобиль "Ока" 2005 года выпуска, с пробегом 80 000 км. Машина абсолютно стандартная, с родными двигателем и КПП, без усиления кузова и подвески. Только амортизаторы подверглись тщательной настройке.
О бойцовских свойствах "Оки" нам рассказал Фирдаус Кабиров – тогда ещё однократный победитель гонки Париж-Дакар, неоднократный Чемпион мира и т.д… Идея пройти на микролитражке внедорожный маршрут была настолько сумасшедшей, что завладела нами полностью и была реализована при первом же подвернувшемся случае. Этим случаем и стал "Шёлковый путь", тогда ещё проводимый под брендом серии "Дакар". И, конечно же, можно было лишний раз не напрягать нервы организаторов и отправиться в рейд на не вызывающем никаких сомнений лендроверовском "Дискавери" или мерседесовском "Гелендвагене". Но нас уже было поздно переубеждать.
Уже 5 сентября, за день до старта, наша "Окулина" начинала привлекать к себе внимание участников ралли. Первыми к микролитражке подошли парни из команды Volkswagen Motorsport:
— Вы уверены, что ваш Daihatsu, выдержит такой вояж, у японских автомобилей традиционно слабый кузов?
— Это не Daihatsu, — отвечаем – это "Ока"?
— "Ока"? – в глазах немцев непонимание.
— Ja. Ja! – пытаемся объяснить мы на их родном языке, — Klainwagen werke, KAMAZ Group.
— KAMAZ Group? Das ist KAMAZ?
Услышав слова "КАМАЗ", имеющее в автоспорте чуть ли не магическую ауру, немцы резко меняют отношение к микролитражке и, уважительно поглядывая в сторону машины, просят разрешения сфотографироваться рядом с ней. После этого они каждый день интересовались как идут у нас дела, болели за нас, как за собственные экипажи.
На пути от Казани до Ашхабада на долю "Оки" выпало не мало приключений и испытаний. Приведу здесь лишь часть записи в бортжурнале, касающаяся только одного из дней ралли, который начался со старта этапа в городе Жанаозен.
10 сентября 2009 г. До последней капли бензина.
"Как "бояре на "Субаре" резво входим в поворот,
Пять секунд на третьем "допе" отыграли.
Ещё полный бак адреналина, и посмотрим чья возьмёт!
Это дело для упрямых. Это — ралли".
…Перед выездом на маршрут мы чуть ли не час мотались по городку, пытаясь заправиться газом. И вот ведь напасть – при огромном количестве АГЗС, ни на одной не нашлось заправочного переходника под российскую систему. Решив, что заправимся в пути, отправляемся на дистанцию.
Ой, не надо было этого делать!
В бензобаке "Оки" плескалось лишь 12 литров топлива и мы поздно вспомнили, что вне городов в этих краях, расстояние от заправки до заправки, как правило, 180 – 250 км. Пока под колёсами шелестел асфальт – всё было нормально. Но когда начался злосчастный грейдер – начало приходить осознание ситуации. Перспектива, остановиться с сухим баком посреди расхристанного просёлка, где, в лучшем случае, проезжает пара машин в сутки, могла стать мрачной реальностью. Оставалось одно – догонять ушедший вперёд пелетон гонки, чтобы в случае чего кто-то мог взять на буксир.
Попробуйте представить, каково это – идти на самой экономичной четвёртой передаче по дороге, которую и дорогой то назвать нельзя.
И всё же мо мы догнали основную группу участников, и стали обходить одну машину за другой, создавая позади себя пространство, наполненное потенциальными помощниками. А сами надеялись на пограничный переход, рядом с которым могла быть АЗС.
Надежды не оправдались
В статье Андрея Нагеля "Петербургъ – Парижъ – Венецiя – Петербургъ", написанной в 1905 году, погранично-таможенный пункт тех лет описан такими словами:
"Граница находится среди дороги. Нет ни моста, ни канавы, ни забора. Только цепь, протянутая через дорогу, указывает на то, что здесь начинается Германия. Это Плешкенский переходный пункт. Учреждение, заключающееся в одном домике, снабжённом сторожем и чиновником. С германской стороны, как обычно, вовсе ничего не было…".
Похоже, что кое-где в мире с 1905 года мало что изменилось. Пограничный переход между Казахстаном и Туркменистаном – шлагбаум времён борьбы с басмачами, расположенный посреди пустыни да погранично-таможенный терминал – дощатый сарайчик, с двух сторон обнесённый колючей проволокой. За десяток километров до него дорога превратилась в кошмарное "ассорти" из ям и ухабов, рядом с которым Дзержинский танковый полигон покажется шикарной автомагистралью. Но это было только начало. Мы не догадывались, какое испытание нас ждало на туркменской территории.
В легенде был отмечено: "Пограничный пост. После него следовать по любой из параллельных дорог". Сколько было этих параллельных дорог – доподлинно не известно. Они существовали на всём пространстве от горизонта до горизонта. И можно было не
выбирать – условия абсолютно одинаковы на всех – чудовищные ухабы, песок и пыль. Во время крутых виражей передние ведущие колёса выбрасывали вверх шлейф песка, высотой в два – два с половиной метра. Со стороны – бесподобно красиво! Но благодаря сильному ветру и открытым окнам большая часть песка тут же оказывалась внутри машины. Словно кто-то невидимый и шкодливый время от времени проказничал, с размаху высыпая нам в лица ведро тёмного, как гречневая крупа, песка. Салон, вся поклажа, и мы сами – давно приобрели бурый оттенок. В салоне машины пыли было столько, что за её завесой временами не видно было даже лобового стекла. И это не оговорка, завеса пыли была именно в салоне, а не снаружи. Естественно, что пиратская бородка Ильи, в который уже раз за последние дни, поменяла цвет, сегодня явно стремясь угодить в масть сказочного медвежонка Винни-Пуха.
Вновь вспомнилась статья А. Нагеля, но уже в части описания германских приграничных дорог: "Быстро ехать, однако, было трудно из-за камней, положенных на дорогу для того, чтобы экипажи не ездили по одной колее. Эти белые камни первое время очень мешают, но к ним удивительно легко привыкнуть…".
Враки! К камням на дороге привыкнуть невозможно! Тем более там, где они встречаются десятками на каждом метре, и объехать их нет никакой возможности. Ехать
друг за другом по одной колее, желающих тоже нет – задохнёшься и ослепнешь от густой серой пыли. Так что, четвёртая передача – и вперёд! Пока не иссякнет последняя капля бензина. Потому что тащиться на буксире по дороге категории "смерть подвеске", это значит капитально изуродовать оба автомобиля – и тот, что тащит, и тот – который тащат.
Те, кто видел, как шла по бездорожью наша "Ока", рассказывали об этом зрелище с дрожью в голосе. А пилот вертолёта обслуживания, волей случая пролетевший мимо, вообще решил, что это мираж. Мы же, скрепя зубы, хотели только добраться хоть до какой-нибудь, но всё же настоящей дороги. И ещё хотелось когда-нибудь попасть в Тольятти и пожать руку тому парню, что спроектировал двигатель для "Оки". Там, где начинались проблемы у многолитровых моторов известнейших мировых марок, 33-сильный ВАЗовский "твин" работал так, словно всё, что приходилось в эти дни на его долю – весёлая забава. Да и амортизаторы, сделанные Анатолием Гориным, стояли насмерть, как Брестская крепость
286 километров машину безжалостно подбрасывало, швыряло, скручивало то в одну, то в другую сторону. Временами она полностью скрывалась в пылевом облаке, чтобы пару секунд спустя, выскочить из него, словно взлетающая в клубах дыма и пламени ракета.
И из этого ада мы выбрались одними из первых. Теперь уже грейдер, такой же ужасный, как на Устюрте, показался нормальной дорогой. В Кара-Богаз въезжали уже по бетонке. И тут…
АЗС на взгорке сначала показалась нам миражём. Машина, чуть ли не на остатке бензиновых паров, подкатывается к колонке и замирает. А на встречу, опережая работников, уже спешит сам хозяин этого сервисного оазиса.
— Э, дорогой, какой проблем? Что случилось?
— Здравствуй уважаемый! Помощь нужна, бензин кончился, а ехать ещё до Туркменбаши.
— О, разве это проблем? Вот, любой бензин заливай!
— Проблема в том, что у нас манат – пока нет. Рубли – есть, евро – есть, теньге – есть, даже иранский риал – есть, а манат – нет.
— Для тебя – любая валюта! Заправляй!
Будьте благословенны восточное гостеприимство и радушие! Будь благословенно, воспитанное во времена СССР братство всех народов! Будьте благословенны все добрые люди, готовые оказать помощь в самых сложных обстоятельствах! Через пару минут в бак было залит 30 литров великолепного А-95, а радушный хозяин, взявший за него чисто символическую плату, уже предлагал нам отдохнуть в его доме за чашкой чая. И, видит Бог, нам трудно было отказываться от его гостеприимства. Но, гонка – есть гонка.
Лишь на несколько минут мы позволили себе остановиться на берегу моря, поглядеть вдаль, вдохнуть морского воздуха. И вновь вперёд, по раскалённому
Перешейку между Каспийским морем и заливом Чёрная пасть…
"По дороге летней — пыльной, по дороге зимней — скучной,
По весенним по ухабам, по осенней по грязи…
Мчатся люди, ты храни их, добрый Бог-автомобильный.
К беспокойным домочадцам аккуратно довези…"
Спустя три дня наш экипаж финишировал в столице Туркмении. Здесь к нашей машине пошёл поток восторженных гонщиков из разных команд. Весь капот "Оки" был исписан пожеланиями и автографами лучших гонщиков планеты.
— Молодцы, просто молодцы! – поздравлял нас Фирдаус Кабиров, только что ставший победителем этой гонки.
— Fantastic Driver – без конца повторяли пожимая Илье Староверову руку Герардус Де Рой и Том Колсоул.
— Ну, мужики, . ну вы даёте! – только и смог сказать великий Чагин.
— Пройти на микролитражке марафонский ралли-рейд – это же как на надувной лодке с вёслами переплыть Индийский океан – произнёс, оставляя автограф на капоте нашей машины, Фредерик Лекьен (директор по спорту ралли-рейдов "Дакар" и "Шёлковый путь").
— Вы прошли маршрут, и прошли его, надо сказать, великолепно. — добродушно ворчал старик Ян Де Рой – А маршрут – это как перерождение. Теперь вы стали настоящими мужчинами. Пора вам жениться, обзаводиться детьми. Нечего одиноким болтаться по свету, когда уже есть жизненный опыт, и есть что рассказать сыновьям и внукам. Да и дорога становится более лёгкой, когда есть кому ждать дома…
Только здесь мы узнали, что у огромного внедорожника Chevrolet, на котором ехали наши коллеги с телеканала "АВТО плюс", уже на полпути начались проблемы с подвеской. Из 10-ти новеньких Volkswagen Touareg, на которых перемещались по трассе европейские журналисты, до финиша смогли доехать только четыре. Маршруты "Шёлкового пути" не покорились многим участникам и представителя СМИ.
У нас – ни одной поломки.
Вечером, после торжественной церемонии награждения и банкета, прощаясь с нами, Жан-Марк Боннэ сказал:
— Парни, вы стали настоящей достопримечательностью нашей гонки. Вы умеете
добиваться своего, и умеете, не смотря ни на какие обстоятельства, доходить до финиша. Это похвально! Я приглашаю вас на "Дакар"… На "Оке"…
Первая в мире микролитражка, сумевшая покорить маршрут внедорожного ралли серии "Дакар", покорила и сердца спортивных журналистов. "Ока" стояла в лучах прожекторов, и под бликами фотовспышек принимала поздравления, как главный член самого сумасбродного экипажа гонки.
"Бал" — окончен, "кони" — в "стойлах", лагерь чествует своих.
А на лагерь смотрят звёзды молчаливо.
Звёзды видят группу граждан, на всю голову больных.
И усталых, и нетрезвых и… счастливых".
Источник: www.drive2.ru
Комментарии 0