Как сильно выросла стоимость ОСАГО в 2022 году и почему водители начинают ездить без полисов

Эксперты отмечают, что ситуация с ОСАГО в России ухудшается

07 ноября 2022, 08:45, Антон Дегтярев

ОСАГО / Фото: amic.ru
ОСАГО / Фото: amic.ru

Стоимость ОСАГО в 2022 году выросла два раза — зимой и осенью. И эксперты говорят, что это не предел и цена ещё будет расти. Уже сейчас некоторые водители платят за полис и 80 тысяч рублей. Поэтому часть российских автолюбителей уже отказываются страховаться и предпочитают ездить без полиса. О том, почему растёт цена ОСАГО, что ждёт водителей и есть ли какая-нибудь замена ОСАГО, — в материале amic.ru.

Для кого поднялась цена?

Стоимость полиса ОСАГО с 13 сентября подорожала для аварийных водителей на 26%. Настолько расширился коридор базового тарифа полиса. Для легковых автомобилей базовая ставка тарифа по ОСАГО теперь устанавливается в диапазоне 1646-7535 рублей. Для общественного транспорта тарифный коридор расширяется на 17,8% в обе стороны. В Российском союзе страховщиков при этом заверяли, что цена поднимется в основном для «опасных» и аварийных водителей, а для безаварийных она останется прежней.

До этого, зимой 2022 года, цена также повышалась. Тогда базовые ставки расширялись, как вверх, так и вниз, на 10% для легковых автомобилей физлиц и на 4,9% — для общественного транспорта.

Ценник продолжает расти и порой достигает очень высоких показателей. Например, одну жительницу Барнаула согласились страховать только за 82 тысячи рублей, рассказывал страховой агент Александр. Всё потому, что у неё был стаж вождения меньше года и девушка два раза попадала в аварии. Такую сумму она платить не стала, потому что женщине было проще отдать 30 тысяч рублей за страховку автомобиля без ограничений (в таком случае за руль может сесть не какой-то конкретный человек, записанный в договор, а вообще любой водитель), отметил агент.

Автомобили / Фото: amic.ru

У барнаульца Анатолия ценник на ОСАГО также вырос, но не так значительно. При безаварийном вождении он в 2020 году заплатил чуть больше шести тысяч рублей, в 2021 сумма снизилась до 5,2 тысячи, а в 2022 году поднялась до семи тысяч рублей. При этом КБМ (коэффициент бонус-малус) снизился с 0,6 в 2021-м году до 0,52 в 2022-м, отметил Анатолий.

По данным сайта-агрегатора «Сравни.ру», которые привели «Известия», в первые дни после реформы средний чек за полис ОСАГО вырос с 6,4 тысячи до 6,8 тысячи рублей. Отмечалось, что к концу года эта цена должна увеличиться до 7,2 тысячи рублей. А страховой агент Александр говорит, что ОСАГО за год стало примерно на 1,5-2 тысячи дороже.

«В прошлом году человек страховал автомобиль, у него сумма выходила 7,5 тысячи рублей. Но с повышением сумма возросла до 9 тысяч рублей», — рассказал Александр.

При этом часть водителей резкого скачка цен на себе пока не почувствовала. Например, у барнаульца Артёма после года безаварийного вождения стоимость ОСАГО, наоборот, понизилась. Он оформил полис на «Ладу-Приору» 2007 года выпуска в октябре 2022 года почти за 14 тысяч рублей. В прошлом году, когда Артём впервые покупал полис, он стоил около 18 тысяч рублей. То есть цена стала меньше на 4 тысячи рублей. Но это, скорее, частные случаи.

Автомобили / Фото: amic.ru

Почему растут цены на ОСАГО?

По словам руководителя новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслава Ашуркова, стоимость ОСАГО увеличивается, в первую очередь, из-за роста цен на запчасти. По словам барнаульского автоблогера Александра Михельсона, цены на запчасти выросли «глобально», есть их дефицит, поэтому на страховые компании ложится серьёзная финансовая нагрузка. Соответственно, выхода у компаний нет, и они вынуждены поднимать стоимость, объясняет Михельсон.

«По запчастям ситуация как на хаотичном рынке: кто-то немного откатился после резкого роста весной 2022 года, кто-то продолжает держать цены высокими, есть хаос на рынке, вроде чуть-чуть откатилось, но это на какого продавца нарвёшься», — подчеркнул Михельсон.

Ещё одна причина, о которой говорят эксперты, — это работа мошенников. И если рост цен на запчасти — последствия западных санкций и сложной ситуации в экономике, то второе — явление, которое существует уже не первый год, рассказал Михельсон. Автоподставщики намеренно инсценируют ДТП, чтобы получить деньги от страховщиков.

Недавно на YouTube-канале Александра Михельсона вышло интервью с директором новосибирского отделения страховой компании «РЕСО-Гарантия» Евгением Козловым. Он рассказал блогеру, что за последнее время увеличилось количество ДТП, которые происходят в тёмное время суток, в местах без камер видеонаблюдения и где есть возможность привезти уже помятый автомобиль на место ДТП. Мошенники либо «бьются» друг с другом, либо подставляются под «зазевавшихся» водителей.

«Чаще всего это происходит с машинами внутреннего рынка Японии и США. Такие автомобили дорогие в ремонте и их запчасти считаются не по прейскурантам, а по рыночной цене. Вы попробуйте привезти бампер на Nissan Cedric, это дорого. Люди получают по соглашению сторон хорошие деньги со страховой компании, а страховая терпит убытки», — объяснил Ашурков.

Из-за этого страдают обычные владельцы старых автомобилей, отметил страховой агент Александр. Страховые компании отказываются продавать им полисы.

«Отказы начались несколько лет назад, у многих страховых компаний появились чёрные списки автомобилей, которые категорически не хотят страховать. Всё потому, что велик риск нарваться на мошенников», — рассказал Ашурков.

Автомобили / Фото: amic.ru

«Сомнительный» смысл ОСАГО

Кто-то и вовсе отказывается от страховки. Например, у барнаульца Александра полис ОСАГО истёк в сентябре 2022 года. И переоформлять его он не хочет из-за возросшей цены, отмечает водитель. По словам парня, многие его знакомые решили ездить без ОСАГО, чтобы не платить около 15 тысяч рублей за полис, и он последовал тому же примеру. При этом Александр признаёт, что ездить без полиса — опасно и делает это на свой страх и риск.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал изданию 74.ru, что уже более 25% водителей в России ездят без страховки. И эта цифра будет расти, считает он.

«Полагаю, что когда количество нестрахующихся достигнет 40%, смысл системы ОСАГО будет почти сомнительным. Автомобилисту в случае ДТП всё чаще придётся добиваться выплаты через суд, а в таком случае он трижды подумает, покупать ли ему страховку снова. Через год-два эти 25% превратятся в 40-50%, и нынешнее повышение тарифов в сочетании с уменьшением выплат за счёт использования аналогов запчастей очень болезненно бьёт по системе ОСАГО», — рассказал Шапарин.

Сайт 74.ru пишет, что в России количество застрахованных по ОСАГО автомобилей близко к 37 миллионам при объёме автопарка в 60 миллионов машин.

Автомобили / Фото: amic.ru

По словам Вячеслава Ашуркова и Александра, уже несколько лет растёт количество человек, которые отказывают страховать свои автомобили из-за дороговизны полиса ОСАГО. По оценкам Ашуркова, сейчас в Новосибирской области застраховано всего около 40% автомобилей. Люди не хотят иметь дел со страховыми компаниями в том числе и потому, что они пытаются взять с человека побольше, но в случае ремонта оплачивают ему запчасти по старым ценам.

«Если раньше ты платил и знал, что хватит денег на ремонт, сейчас получается так, что страховые компании считают по федеральному прейскуранту цен на запчасти. Бампер Toyota Prado по этому прейскуранту оценивается условно в 8 тысяч рублей, а в магазин приходишь, он стоит 24 тысячи рублей. Тебе выплатят всего 8 тысяч, как положено, а ещё посчитают износ этой детали. Поэтому раньше, когда ОСАГО появилось, оно действительно позволяло если не полностью перекрыть убытки, то хотя бы минимизировать ущерб. Сейчас же ты получишь, скорее всего, очень мало денег, потом будешь писать претензию и тебе что-то добросят, но в итоге тебе всё равно не хватит денег. Поэтому сейчас чаще всего люди расходятся просто на месте», — пояснил Ашурков.

По словам Ашуркова, система заставляет водителей всё чаще решать вопросы на месте аварии и не прибегать к ОСАГО. То есть если водитель попал в аварию и является виновником, то следующие три года он будет вынужден платить большую сумму за полис. В таком случае ему будет проще на месте заплатить, например, 10 тысяч рублей, чем потом переплачивать несколько лет подряд.

При этом страховые компании тоже терпят убытки, отмечает Ашурков, и «стоимость полиса не успевает за инфляционными процессами». Получается, что страховщики теряют деньги на запчастях, а обычные люди не могут потянуть растущие цены и отказываются от ОСАГО, говорит эксперт.

Автомобили / Фото: amic.ru

Как защититься?

Если у водителя нет полиса ОСАГО и он виноват в аварии, то этот автолюбитель должен будет сам оплачивать все расходы владельцу пострадавшего авто. Если виновник не хочет этого делать, тогда пострадавшему придётся идти в суд. Единственной защитой в таком случае является страховка каско, говорят эксперты.

«Несмотря на то, что полис ОСАГО является обязательным, количество ДТП с участием водителей, которые его не приобретают, не снижается. Без ОСАГО виновник аварии полностью отвечает за восстановление автомобилей других участников ДТП. Это приводит к длительным судебным разбирательствам. Как гарантия от таких ситуаций работает полис каско, так как по нему выплаты пострадавший получит без долгих тяжб», — рассказывает руководитель управления урегулирования убытков Сибирского и Дальневосточного регионального центра АО «АльфаСтрахование» Кристина Пирогова.

Некоторые люди оформляют другие страховки, чтобы защититься от тех, у кого нет ОСАГО. Так, Вячеслав Ашурков оформил каско-профи, который работает только когда клиент не виноват в аварии.

«Тогда неважно, пьяный ли второй участник, вписан он в полис или не вписан, страховая работает с ним, главное, чтобы у него два полиса было. Один полис ОСАГО — моя ответственность, а второй полис каско-профи — это защита от второго участника. Так я точно знаю, что мою машину отремонтируют. У меня 8 тысяч рублей стоит ОСАГО, а сам КАСКО ещё 10 тысяч рублей стоит. Зато я защищённее, чем с полисом ОСАГО», — отмечает Ашурков.

Но подходить к «альтернативным вариантам» надо аккуратно, отметил Александр. По его словам, люди часто берут «левые страховки, от которых потом страдают». Но рабочие и дешёвые варианты есть и их стоит использовать, подчеркнул он.

«Сейчас у многих страховых компаний есть так называемые страховки от дураков. Стоит 1,5-2 тысячи, и люди себя хоть как-то обезопасить могут. Это такая страховка, если в вас врезается человек, у которого нет ОСАГО, вам всё равно выплатят какие-то минимальные деньги», — пояснил Александр.

Автоблогер Александр Михельсон отметил, что как раз недавно оформил себе такое «мини-каско». Сделать это его подвиг знакомый, в которого два раза подряд въехали водители без полиса.

По словам Михельсона, он отдал за «мини-каско» 2,9 тысячи рублей, и если виновник ДТП будет без ОСАГО, то страховая компания либо отремонтирует, либо заплатит ему сумму до 400 тысяч рублей и будет сама разбираться с виноватым. По словам блогера, другого варианта в нынешней ситуации нет — иначе придётся ходить по судам.

Автомобили / Фото: amic.ru

Дальше — хуже?

При этом в будущем проблем у держателей ОСАГО может стать ещё больше. По мнению вице-президента национального автомобильного союза Антона Шапарина (его слова цитирует телеграм-канал «НЕЗЫГАРЬ»), страховщики в скором времени намерены ещё добиться расширения сроков ремонта машин и использования бывших в употреблении запчастей. Использование б/у запчастей должно снизить расходы для той части автомобилистов, которые ещё покупают ОСАГО.

«Направлять на ремонт страховые в любом случае не будут: им выгоднее платить деньгами. А все рассказы о дефиците запчастей служат исключительно ширмой, которой удобно прикрывать реальные цели. Источник происхождения б/у запчастей в России не определяется, нет законодательства, которое регулировало бы разборки. Тот факт, что количество угонов в случае принятия предложений РСА в России резко вырастет, страховые компании не беспокоит. На прибыль это не влияет, напротив, такие запчасти могут быть даже дешевле ввиду необходимости быстро сбыть краденое», — отметил Шапарин.

По словам Шапарина, есть риск, что водители будут реже покупать полисы ОСАГО, а это значит, что количество разборок на дорогах вырастет.

Комментарии 36

Avatar Picture
Гость

08:51:20 07-11-2022

Последние пять лет никаких полисов.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

08:58:01 07-11-2022

Вчера хотел страховаться. Прошлый год цена 7700р, вчера -5% за аварийность и ... 12300руб. (60% увеличение!!!)

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:08:09 07-11-2022

"Если у водителя нет полиса ОСАГО и он виноват в аварии, то этот автолюбитель должен будет сам оплачивать все расходы владельцу пострадавшего авто." ===== Ха-ха-ха!!! Можно подумать, что при наличии полиса ОСАГО будет иначе. Жадные страховщики сами же и убили ОСАГО. Но надеются получить от мертвого осла уши.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:11:52 07-11-2022

20 лет ни одной аварии, будет по моей вине, заплачу.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:32:56 07-11-2022

Цены на детали растут,полиса дорожают, а вот суммы страховых выплат ни фига.
Они ведут себя так же как наши перевозчики с Франком. Просто тупо говорят, что им не выгодно, давайте ещё поднимем

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:51:14 07-11-2022

... если в вас врезается человек, у которого нет ОСАГО, вам все равно выплатят какие-то минимальные деньги»
По-моему, страховая ОБЯЗАНА выплатить страховку по ОСАГО, а потом взыскивать эти деньги с виновника аварии без страховки! А они просто обнаглели!

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:33:55 07-11-2022

Сдали Россию на разграбление оккупантам

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:01:23 07-11-2022

Если журналист не в теме, но деньги за статью получены, то вот такой результат!
Кушайте ложечкой:)

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

12:50:59 07-11-2022

был в аварии с автоподставой. Я не "зазевавшийся", я ехал по кольцу, где меня прикурили СЗАДИ и сказали, что я "выезжал". Я не смог доказать обратное в ГАИ даже при наличии видеозаписи, а в суд не пошёл.
Ко мне приходили все документы из судов ни на одно заседание страховая НЕ ЯВИЛАСЬ. Ни на осмотр машины, ни на последующие 3 суда!
О чём речь? Страховые сами виноваты в деятельности автоподставщиков.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:08:16 07-11-2022

Заказная статья

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:39:09 07-11-2022

Последние пять лет никаких полисов. ---- напиши, где ездишь. чтоб с тобой не пересечься

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

13:48:38 07-11-2022

напиши, где ездишь - Везде по городу, иногда по краю.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:08:51 07-11-2022

Страховые каждый год ноют про убытки и будут дальше ныть, авось, как постоянно бывает, расширят "тарифный коридор".Но если посмотреть реальную ситуацию, то окажется, что выплаты по страховым случаям, практически в два раза меньше собранных страховыми так называемых "премий" за полисы.А страховые справочники по которым начисляют, это вообще отдельная тема. Так что главные мошенники - это сами страховые компании и их лобби в гос. структурах, примеров огромное количество. Пока осаго будет обязаловкой, ничего хорошего из него не выйдет, из-за алчности наших страховых компаний.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:21:57 07-11-2022

"Я не смог доказать обратное в ГАИ даже при наличии видеозаписи, а в суд не пошёл. "
нашел чем гордиться )

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:26:15 07-11-2022

Полис ОСАГО обязательный. Это не защита страхователя, это защита тех, в кого этот водитель-страхователь может врезаться на своём авто.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:28:31 07-11-2022

"Страховые каждый год ноют про убытки" --- Гость, реально ОСАГО - убыточный вид страхования. Выгодно страховать по КАСКО. Но страховая не может продавать КАСКО, если не продаёт полисы ОСАГО. Вот и приходится продавать ОСАГО.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:30:16 07-11-2022

"Так что главные мошенники - это сами страховые компании" --- Гость, ты работал в страховой компании или что? На основании чего выводы свои делаешь? На основании обиды на белый свет и неудачной жизни?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:35:38 07-11-2022

реально ОСАГО - убыточный вид страхования------------- можно цифирками слова подтвердить? например годовой отчет какой либо страховой из первой десятки.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:49:13 07-11-2022

немного пошарил в интеренете и вот что нашел. отчет РСА за 2020 год "получено страховых премий – 231,7 млрд рублей", "осуществлено страховых выплат на сумму – 135,8 млрд рублей". т.е. 95,9 млрд. это убытки по вашей логике?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:51:03 07-11-2022

вот пруф. https://autoins.ru/upload/reports/AReport_RAMI_2020.pdf

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

15:58:23 07-11-2022

"например годовой отчет какой либо страховой из первой десятки." --- Гость, может тебе еще ключи от квартиры, где деньги лежат?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:04:01 07-11-2022

""получено страховых премий – 231,7 млрд рублей", "осуществлено страховых выплат на сумму – 135,8 млрд рублей". --- Гость, а затраты на судебные издержки, на зарплаты, обслуживание и прочее? Разница между страховой премией и выплаченной страховой суммой - не равно "чистая прибыль".

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

16:08:48 07-11-2022

Разница между страховой премией и выплаченной страховой суммой - не равно "чистая прибыль".-------- в курсе. потому и попросил подтвердить убыточность осаго, но в ответ наблюдаю только демагогию...

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

17:44:12 07-11-2022

Без полиса не нужно штрафовать, многие и не платят штрафы, просто всех на штрафстоянку, а там уже как получится)

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

23:07:25 07-11-2022

Было бы так: застраховался один раз: год отьездил без аварий, страховка продлевается, сделал аварию- страховка оформляется с повышающим коэфициентом, может тогда бы начали ездить аккуратно.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

00:56:45 08-11-2022

После получения прав, первый год ОСАГО 18к. Купил. 0 аварий, второй год 30к. И зачем оно мне за такую сумму?

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

07:00:20 08-11-2022

Гость, Так у них зарплаты по несколько лямов. Вычтите вот и убытки по их мнению

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

09:25:06 08-11-2022

Гость, когда влетишь в кого нибудь тысяч на 400, вспомнишь зачем. И будешь плакать и почему я не заплатил эти 30. А с твоим опытом вождения это может быть запросто.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:18:31 08-11-2022

Гость, полностью с вами согласен. Придумали кормушку для определённой части людей.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:26:01 08-11-2022

А с твоим опытом вождения это может быть запросто - опыт в 29 лет без единой аварии считаю нормальным

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

10:30:08 08-11-2022

Автомобилестроение ещё та кормушка)

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:39:14 09-11-2022

От осаго виду смысл только в одном случае - постановка автомобиля на учёт. За безаварийность никаких скидок нет. Страховка только рас

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

14:51:25 09-11-2022

От ОСАГО не вижу никакого смысла, кроме постановки автомобиля на учёт, только лишь потому что это обязаловка. Стоимость только растет, хоть безаварийный стаж, хоть какой. Считают выплаты по китайским запчастям, но эти китайские запчасти такого качества, что нельзя эксплуатировать в автомобиле. Они просто зачастую не работают. Или ломаются буквально через пару месяцев.
Всю эту систему нужно в корне менять. Во-первых, почему мы страхуем автомобиль, а не водителя? Почему не применить практику, как в Австралии?! Если человек владеет несколькими автомобилями - он платит один раз, только за себя.
Во-вторых, согласна с одним из комментаторов, почему бы не продлевать страховку за безаварийность?! Я оплатила страховку, аварий по моей вине не случилось. Вопрос - за что я заплатила?! Просто деньги в воздух.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

21:10:48 09-11-2022

Одно враньё, страна утонула во лжи, страховка только выросла за год и очень сильно, у меня без аварийная езда, и стаж 25 лет, но заплатил на 70 процентов больше

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

02:11:50 11-11-2022

22 года безаварийного стажа. За 2022 год платил 5320р., а за 2023 насчитали 7800р. Всё для людей.

  0 Нравится Ответить

Avatar Picture
Гость

04:55:09 11-11-2022

Гость, именно так!!!

  0 Нравится Ответить

Лента новостей

В России заблокировали Viber
12 часов назад  10

Новости партнеров