Машина, которую боятся в Америке, или чем ракетный тягач похож на дамскую легковушку

24 февраля 2014, 12:50, ИА Амител

Корреспондент "Комсомольской правды" Андрей Гречанник накануне 23 февраля прокатился за рулем ракетоносца  и поделился своими впечатлениями. Предлагаем читателям Автоамика ознакомиться с его статьей. 

Я с огромным интересом откликнулся на приглашение покататься за рулем ракетоносца во время отбора военных водителей для предстоящего парада Победы на Красной площади, потому что почти 20 лет назад служил срочную как раз в Ракетных войсках стратегического назначения. Охранял те самые мобильные комплексы "Тополь", которые тогда составляли гордость РВСН.

Теперь наш путь лежал в Ивановскую область, там - в городе Тейково - расположено управление 54-й гвардейской ордена Кутузова ракетной дивизии, одной из ближайших к столице. У них на вооружении стоят комплексы РС-24 "Ярс", самые современные на сегодняшний день, по сути, модернизированные комплексы "Тополь-М". Основа современного ядерного потенциала России. Здоровенную твердотопливную межконтинентальную 3-ступенчатую ракету с мощностью заряда боеголовок от 150 до 300 килотонн, способную преодолевать системы ПРО, таскает на "хребте" здоровенный МАЗ. Называю его так по привычке, ведь Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) выделился из состава Минского автозавода. Вот эта машина меня и интересовала в первую очередь.

Этот транспорт - учебный, но он в точности повторяет боевой.

Естественно, солдатам-срочникам водить такие громадины не разрешается. За руль допускают только контрактников в звании прапорщика, прошедших специальную подготовку на полигоне "Капустин Яр" в Астраханской области. Лучших из них выбирали в день нашего приезда в дивизию, чтобы они вели боевые машины по брусчатке перед Кремлем. Но нам с вами, строго говоря, их тестирование на тренажерах в учебных классах не очень интересно. Проедут и они, все будет нормально. Нам бы понять, как эта махина ездит.

Но по пути на автополигон мы сперва заехали на стрельбище. Обычное войсковое стрельбище с типовыми мишенями, только управляет ими сейчас компьютерный комплекс. Мальчишка-срочник этим делом заведует, так гораздо удобнее и оперативнее. Кстати, стреляют сейчас бойцы регулярно. Во времена моей службы выезд на стрельбище был редким праздником: солярку надо тратить, боеприпасы. Даже будучи стрелком отдельной роты охраны и разведки по должности, за всю службу я отстрелял лишь несколько автоматных магазинов, хотя таскать свой АКС приходилось регулярно. Остальные же подразделения и вовсе получали нормальный доступ к оружию пару раз за год, служить этим воинам приходилось чаще с лопатой, метлой или тряпкой в руках.

А я служил в обычной "хэбэ" и шинели.

 Сейчас же в армии многое изменилось. В наряды по кухне они не ходят - этим занимается гражданский персонал. А вот оружие в руках держат регулярно. И стреляют из АК (автомата Калашникова), ПК (пулемета Калашникова), СВД (снайперской винтовки Драгунова), даже АГС (автоматического станкового гранатомета). Уж простите за обилие аббревиатур, но при рассказе об армии без них никак нельзя. Это же элемент колорита. У них даже лопату называют БСЛ, погуглите при случае расшифровку. Я же, с разрешения командования части, тоже немного вспомнил юность, расстрелял два магазина из автомата. Там же на стрельбище стояла МОБД - машина обеспечения боевого дежурства. Такие тоже входят в дивизион, когда он выдвигается в лес для пуска ракеты. В ней есть купе для отдыха и купе-столовая, умывальник, а также пулеметная установка. И из нее постреляли.

А это, можно сказать, казарма на колесах.

 А вот теперь точно пора за руль. На полигоне нас ждал ракетоносец производства Минского автозавода. В пору моей службы тягачи для "Тополей" были 7-осными, как сейчас помню. Назывались они МАЗ-7917. Теперь же у этой машины целых восемь осей, она называется МЗКТ-79221. На "горбу" у нее лежит 20-метровая "сигара" сечением в 2 м, хотя в нашем случае это, естественно, не ракета, а болванка - большая емкость, имитирующая самое страшное оружие. Но автомобиль - тот самый. По три таких входит в ракетный дивизион, когда он выезжает из ангара в месте расположения полка к месту пуска ракеты.

Считаем оси!

 Для начала для нас разыграли костюмированное представление - показали имитацию нападения ДРГ (диверсионно-разведовательной группы) на едущую установку. Мне дело знакомое, ибо на борьбу с этими ДРГ нас и тренировали. Парни устроили дымзавесу, постреляли из автоматов холостыми в сторону едущего МАЗа.

Для условных диверсантов есть даже маскхалаты. Мы служили в другой армии.

Но мне-то уже хотелось за руль. Перед самостоятельной поездкой получаю краткий инструктаж. Строго говоря, никакой тренажер особо и не нужен, тут все просто. Есть ряд особенностей, но это частности. В основном же - машина как машина. Еще и с "автоматом"! Да-да, коробка передач здесь автоматическая, 4-ступенчатая, как на дамской малолитражке. Две педали - тормоз и газ, все чин по чину. Даже рукоятка перемены передач меньше, чем в легковушке. Только сначала нужно включить тумблер в положение "Передний ход", воткнуть первую передачу рукой, немного подгазовать тугой педалью, затем воткнуть вторую, еще чуть-чуть разогнаться, а потом уже ставить ее в автоматический режим и ехать дальше, не трогая ручку.

Вот так выглядит рукоятка АКПП.

Удивительное дело - баранка. Она громадная, а расположена как в автобусе - горизонтально. При этом легкая настолько, что крутить руль можно мизинцем. Без всякого преувеличения: руль легче, чем опять же на женской легковушке. Естественно, никакое усилие на нем не ощущается, и возвращаться в нулевое положение он тоже не желает. Как будто колесо от телеги к столу гвоздем слегка прибили - вот такой руль у этого МАЗа. Крутить его надо долго, машина сразу не отреагирует на легкое движение, радиус поворота - почти 20 метров. Но вращать баранку нужно без фанатизма, ибо поворотные оси легко выкинут все это 120-тонное хозяйство с дороги.

Интерьер, конечно, без вычурностей и прикрас. Это военная техника.

Еще один момент, совершенно непривычный: водитель сидит строго над линией пути левого колеса. То есть левая обочина должна быть не где-то там слева, а прямо под левым плечом. Иначе машина сместится вправо, и, поскольку она вдвое шире обычной легковушки, окажется за обочиной. Так что едем прямо левой ногой над краем дороги, контролируем ее кромку по зеркалам заднего вида. Они здесь большие, как трельяж. А при повороте нужно учитывать, что кабина висит спереди над дорогой, а передние колеса находятся в нескольких метрах позади. То есть поворачиваем тогда, когда нависаем над обочиной. Тут, конечно, есть риск съехать с дороги. Особенно зимой - резина-то без шипов. Но в этом нет ничего страшного. Колеса громадные настолько, что можно преодолеть метровый брод. Клиренс - почти полметра. А колесная формула - 16×16/12. Вам когда-либо доводилось ездить на подобных внедорожниках?!

С такими колесами бездорожье не страшно.

Но поражает даже не это. 800-сильный дизель расходует более 200 л солярки на 100 км пути. То есть двух его 400-литровых баков хватит всего-то на 400 км. И это при том, что быстрее 40 км/час на нем ехать лучше не пытаться. Но и этой скорости достаточно, чтобы получить незабываемые ощущения на всю жизнь.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная мощность, л.с./об. в мин.

800/2100

Макс. крутящий момент, Нм/об. в мин.

3087/1400-1500

Тип топлива (мин.) 

дизельное

Объем бака, л

825

Трансмиссия

4АТ

Колесная формула

16Х16/12

Расх. топлива, л на 100 км

240

Макс. скорость, км/ч

45

Преодоление брода, мм

1100

Поворотный радиус, м

18

Габариты: длина/ширина/высота, мм

22650/3350/3270

Клиренс, мм

475

Масса, кг

44 000

Грузоподъемность, кг

80 000

 Фото Андрея Гречанника с сайта www.kp.ru


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров