На создание современных автотрасс Россия потратит 100 млрд рублей

Около 100 миллиардов рублей будет направлено на строительство в России современных дорог.

24 января 2013, 06:40, ИА Амител

Как заявляет "Российская газета", нет гарантий, что вложенные миллиарды будут потрачены с максимальным эффектом. Сегодня дороги строят на основе стандартов 60-х годов, они рассчитаны на 5-тонные грузовики. А трассы уже забиты огромными грузовиками, в том числе 40-тоннными фурами. 

Они нещадно крушат и месят наши устаревшие покрытия. Именно под таких тяжеловесов в ведущих странах мира уже давно строятся дороги. И таких примеров множество. Вообще, как выясняется, с дорожными стандартами у нас просто беда. Многие безнадежно устарели, а, скажем, на пешеходные переходы их просто нет. Поэтому каждый творит кто во что горазд. 

Очевидно, что в такой ситуации прокладывать в России тысячи километров новых трасс - пустая трата огромных денег. Стране нужны дороги мирового класса, и под них надо "подложить" новые стандарты. Их нужно создавать на новых принципах, и здесь без последних достижений науки не обойтись.

В России объявлено о начале Федерального пилотного проекта "Инновационные дороги". Его осуществляют минэкономразвития, "Роснано", Федеральное дорожное агентство, правительства Москвы, Татарстана и Рязанской области. Цели амбициозны: в частности, предлагается увеличить долговечность дорог в 3-5 раз, в 10-15 раз сократить потребление энергии, в 3 раза уменьшить массу конструкций, скажем, мостов, ограждений и т.д. А главное - в разы сократить число аварий, их тяжесть и смертность водителей и пешеходов.

Дорога начинается с покрытия или, как говорят спецы, с "одежды". Она должна обеспечить долговечность, надежное сцепление, защищать от воды и химических антиобледенительных реагентов. И здесь наука предлагает обширный "гардероб", где более десятка вариантов.

Дороги будут служить в 3-5 раз  дольше, в разы снизится число аварий, их тяжесть и смертность водителей и пешеходов. Это, к примеру, дорожные сетки и арматура, сделанные из базальта или стеклопластика, - объясняет координатор проекта Александр Наумов, представляющий "Роснано". - Такая начинка, добавленная в бетонные или асфальтовые смеси, предотвращает образование трещин и разрушений, повышает прочность, улучшает сцепление, снижает вибрацию. 

Странная ситуация возникла с дорожными знаками. Наше "творческое" население приспособило их закрывать бочки. И знаки перекочевали с многих дорог в дачные поселки. Сразу вспоминается герой чеховского рассказа "Злоумышленник", который не понимал, почему нельзя откручивать гайки с железнодорожного полотна.

Как сообщил Наумов, будет проведена инвентаризация дорожных знаков. Затем каждый будет "оцифрован", на нем поставят электронную метку, что позволит в случае нештатных ситуаций срочно принимать меры. Но самое главное, что знак сможет общаться с водителем. 

Для этого на автомобиль установят датчики, которые будут держать связь с разными системами оповещения, в том числе и со знаками на дороге. Они смогут заранее предупреждать, что впереди ограничения по скорости, крутой поворот и т.д. Такой сигнал водитель ни в коем случае не пропустит.

Авторы проекта намерены сократить на дорогах в 15 раз потребление энергии. В лампах освещения, в светофорах установят экономичные светильники, в том числе светодиоды. Кроме того, все светильники будут автономны, питаться не электроэнергией из сети, а за счет энергии Солнца, запасенной в аккумуляторе в дневное время. Кроме того, включать и выключать свет в зависимости от естественной освещенности должна интеллектуальная система управления.

Кстати, сами столбы освещения и вообще вся дорожная инфраструктура кардинально изменятся. Сегодня, врезавшись на скорости в бетонную или металлическую опору, автомобиль сминается как консервная банка. А вот та же конструкция, но из композитного материала погасит скорость и силу удара. Последствия аварии окажутся менее трагичны.

Но, конечно, центром всего проекта, его "мозгом" будет интеллектуальная система управления транспортом. Именно ей поручается свести к минимуму злополучные пробки, сократить число аварий и вообще навести порядок на дорогах. Основа "умной" дороги - информация. Поэтому по всей длине трассы установят множество самых разных датчиков и "глаз", чтобы постоянно держать на контроле и сообщать обо всем, что происходит на дороге. А сверху за происходящим будет наблюдать всевидящий ГЛОНАСС.

Уже разработана концепция "Инновационной дороги", ее авторы готовят технические задания. Затем будет объявлен конкурс на лучшие проекты. Его победители получат в 2013 году право реализовать свои разработки на трех площадках: участок дороги в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. По итогам пилотного проекта последует следующий этап - тиражирование лучших научных и технических решений.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров