Российский автопром подстраивается под спрос
26 сентября 2014, 13:08, ИА Амител
Один из лидеров российского автопрома ОАО "КАМАЗ" останавливает конвейер на три дня, следуя примеру других автопроизводителей РФ, которые из-за падения спроса на рынке, ослабления рубля и нестабильной экономической ситуации стремятся оптимизировать производство и поддержать конкурентоспособную себестоимость продукции, пишут РИА Новости.
Ведущий российский производитель грузовиков КАМАЗ остановит конвейер 26, 29 и 30 сентября. Приостановка производства связана с падением рынка грузовых автомобилей в России на 20% по итогам восьми месяцев этого года и проводится в целях сохранения финансовой устойчивости компании, говорится в сообщении пресс-службы КАМАЗа.
Сотрудники за дни, объявленные на заводе днями простоя в отношении отдельных категорий персонала, получат две трети зарплаты. Однако в прежнем режиме будут проводиться регламентные, ремонтные и профилактические работы. Внеочередные каникулы также не затронут подразделения, занятые реализацией и отгрузкой товарной продукции, изготовлением запасных частей, автобусных шасси и продуктов диверсификации. В дни простоя частично будут работать юристы, бухгалтера и кадровики.
КАМАЗ — далеко не единственный российский производитель, остановивший конвейер в этом году. Так, завод Ford Sollers во Всеволожске приостанавливал производство почти на два месяца — с 9 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня 2014 года. После этого все заводы Ford Sollers, в том числе в Набережных Челнах и Елабуге, перешли с двух- и трехсменного режима работы на односменный, с всеволожского завода уволили около трети персонала (700 человек). Во время простоя сотрудники предприятия получали две трети зарплаты.
Кроме этого, конвейер завода во Всеволожске останавливали 12 и 19 сентября, подтвердил РИА Новости представитель компании. С весны завод перешел на четырехдневную рабочую неделю и до сих пор работает в этом графике, отметил представитель Ford Sollers. О перемене графика рабочих во Всеволожске пока ничего не известно. Необходимость таких мер предприятие объяснило изменениями экономической ситуации в России. По данным статистики АЕБ в марте продажи Ford упали на 33% — до 10 тысяч 239 автомобилей. По итогам восьми месяцев 2014 года, продажи сократились на 43% — до 39670 штук.
Калужский завод концерна Volkswagen приостанавливал производство на две недели — с 8 по 22 сентября из-за снижения спроса на машины. За январь-август 2014 года было продано 84967 машин, что на 18% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года свидетельствуют данные АЕБ. Сотрудники получали две трети зарплаты. За время простоя компания отрегулировала производство в соответствии со спросом, сказал РИА Новости представитель компании. На данный момент необходимости в повторной остановке конвейера нет, отметил он. В сентябре компания планирует перевести в штат около 130 внештатных сотрудников.
Завод концерна General Motors под Санкт-Петербургом простаивал 14 дней в начале весны этого года. В начале августа GM сообщал, что завод будет работать по четыре-восемь дней в месяц. Конвейер останавливали с 22 августа по 12 сентября, а также 19 сентября. Простои также намечены на 26 сентября, с 29 сентября по 3 октября, а также с 10 по 27 октября, напомнил представитель компании. С 6 октября предприятие переходит на работу в одну смену в неделю, сказал он. Среди причин простоев назывались резкое снижение спроса на производимые машины и рост курса валют.
Концерн General Motors перестраивает свой бизнес в России: новым управляющим директором в России была назначена Сюзанна Веббер, до недавнего времени возглавлявшая подразделение закупок и снабжения Opel Group. Ранее концерн сообщал, что до 1 октября планирует сократить численность сотрудников на 500 человек, предложив им уволиться по соглашению сторон. Предприятие концерна GM в Санкт-Петербурге производит автомобили Chevrolet Cruze, Opel Astra и Chevrolet TrailBlazer. Согласно данным АЕБ, в январе-августе продажи GM упали на 24,4% — до 125317 машин при сокращении всего рынка на 12,1% — до 1,58 миллиона автомобилей.
Крупнейший российский производитель "АвтоВАЗ" в мае 2014 года поочередно приостанавливал производство моделей Kalina и Granta в связи с подготовкой производственного комплекса для сборки автомобилей Datsun компании Nissan, отметил представитель пресс-службы концерна. Кроме этого, "АвтоВАЗ" сократит производство в сентябре, октябре и ноябре в общей сложности на 25 тысяч машин. На некоторых сборочных линиях завода (в том числе и в производстве LADA KalinaGranta) в эти месяцы предусмотрена остановка производства в отдельные дни и смены, сообщили в пресс-службе.
В течение 2014 года "АвтоВАЗ" расстанется с 12800 сотрудниками. В первом полугодии компанию покинули 5100 человек, в том числе 2800 рабочих, 2300 руководителей, специалистов и служащих. Большинство сокращений произошло из-за "естественной убыли персонала", отмечал в своем сообщении "АвтоВАЗ". Предполагалось, что во втором полугодии завод покинут 5500 рабочих и 2200 РСиС, при этом 2000 рабочих будут уволены по сокращению штатов.
Ульяновский автомобильный завод (входит в холдинг "Соллерс") вводил режим неполного рабочего времени на предприятии с 28 апреля по 8 мая. "Сейчас завод работает в две смены 5 дней в неделю. Больше остановок в этом году не планируется", — сказал представитель "Соллерс".
Правильнее не произвести лишних машин на склад, считает исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. Для производителя эти машины выражаются в материалах, вложенных средствах, оплаченном труде. Остановка помогла концернам не ухудшить их финансовое положение, отмечает он. Поддержать спрос на бюджетные машины к концу года поможет программа по утилизации, уверен аналитик.
В декабре продажи выше, чем среднегодовые из-за большого количества скидок, которые предоставляют автопроизводители. Возможно, до конца года никто больше не решится останавливать конвейер, предполагает Удалов. "Хотя, в конечном итоге, все будет зависеть от спроса", — резюмирует он.
Приостановка производства в автопроме — это обычная практика, один из способов поддержания конкурентоспособной себестоимости продукции, уверен член правления российского офиса Roland Berger Strategy Consultants Эдуард Черкин. У автопроизводителей велика доля переменных затрат, которые остановка конвейера позволяет контролировать. Затоваривание складов готовой продукцией требует дополнительных затрат от производителя, а работа по предзаказу вынуждает заводы снижать объемы выпускаемых машин из-за падения спроса, отмечает эксперт.
Альтернативный способ управления загрузкой предприятия — перевод на меньшее количество рабочих смен, говорит Черкин. Адаптация под меняющиеся условия рынка осуществляется и за счет планирования продаж, которые напрямую связаны с планированием производства, считает он.
Комментарии 0