Рынки нефти станут прозрачнее
Создается новая электронная платформа по обмену информацией о нарушениях конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов.
07 августа 2013, 07:10, ИА Амител
О создании электронной платформы мы договорились по итогам целого ряда заседаний, которые были проведены международной рабочей группой по рынкам нефти и нефтепродуктов. Эта группа была создана по инициативе российского и австрийского конкурентного ведомств в 2011 году. В ее работе участвовало около 20 антимонопольных органов стран мира, включая Россию, Австрию, а также страны СНГ, США, Германию, Португалию и другие. Платформа родилась как механизм обмена информацией открытого характера, которая способствует повышению эффективности работы антимонопольного органа, а также прозрачности на товарных рынках, - подробности в материале "Российской газеты".
Мы обменивались опытом методологии изучения товарных рынков и по итогам совместной работы пришли к выводу, что они похожи. То же касается нашего понимания ситуации на рынке и влияния структуры рынка на поведение его участников. Так, почти повсеместно имеет место коллективное доминирование на национальных рынках нескольких крупных игроков, а также существенное влияние на сдерживание конкуренции крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Мы также обменялись опытом проведения антимонопольных расследований и выяснили, что аналогичные подходы используются и в России, и в других странах. Кроме этого, мы также обменялись и опытом проведения мониторинга рынков нефтепродуктов. Разные страны ведут постоянный мониторинг рынков нефтепродуктов ввиду их социальной и экономической значимости. В США, Австрии, России, Германии, Украине имеются наиболее серьезные и глубоко продуманные системы мониторинга рынка.
Поэтому было принято решение о том, чтобы совокупность этой информации, эти знания аккумулировать и разместить в рамках этой электронной платформы. Доступ к этой платформе должны иметь специально назначенные руководителями специалисты антимонопольных органов, которые могут профессионально работать с этой информацией. Далее по мере развития этой платформы мы планируем дать возможность доступа к этой платформе и широкому кругу лиц, чтобы информация по рынкам нефти и нефтепродуктов в легко воспринимаемой форме, проработанной и верифицированной антимонопольными органами, также стала доступной для всех заинтересованных лиц, включая организации и население.
Что эта платформа, по вашему мнению, даст российскому бизнесу?
Анатолий Голомолзин: Нефть и нефтепродукты - это кровь, которая движется по кровеносным сосудам всех экономик мира, и, естественно, оттого, насколько нормально функционирует эта кровеносная система, настолько нормально функционируют соответствующие организмы экономик наших государств - больших и малых, экспортеров и импортеров. Естественно, в том, чтобы это работало нормально, заинтересованы все. Поэтому важно понимать, каким образом функционируют рынки и каким образом формируются цены, каким образом достигается баланс спроса и предложения как поставщиков, так и покупателей нефти и нефтепродуктов.
Один из аспектов, который нас интересовал, - это вопросы, связанные с международным ценообразованием. И одно из заседаний нашей рабочей группы было посвящено специальным вопросам международного ценообразования. Мы собрались в Англии и обсуждали, в частности, деятельность соответствующих мировых ценовых институтов. Мы посетили офисы агентств Платц и Аргус, а также биржи ICE, головные офисы которых расположены в Лондоне. И далее с учетом всех этих обсуждений готовили свои рекомендации. В частности, они касались необходимости существенным образом увеличить прозрачность международных механизмов формирования цен и адекватного представления информации о ценовой ситуации на рынках.
Вы полагаете, что в результате работы электронной платформы в перспективе цены на нефтепродукты могут хотя бы немножечко понизиться?
Анатолий Голомолзин: Цены должны быть рыночными. Сейчас есть масса опасений того, что на рынке может происходить манипулирование ценами и цены могут отличаться от рыночных. Эта тема была предметом специального интереса не только нас как антимонопольщиков. В свое время "Большая двадцатка" была озабочена вопросом, насколько объективно формируются мировые индексы цен на нефть и нефтепродукты. Мировые котировки цен влияют как на рынки физических поставок нефти и нефтепродуктов, так и на рынки производных инструментов, в том числе на фьючерсные рынки. "Большая двадцатка" дала поручение международной организации ИОСКО, которая объединяет финансовых регуляторов мира, проанализировать деятельность международных ценовых агентств. Выводы, которые были получены этой организацией, совпадают в значительной степени с выводами, которые были получены антимонопольными органами в рамках нашей международной рабочей группы.
Речь идет о том, что котировки цен на нефтепродукты формируются в условиях, в которых объективность ценообразований может вызывать вопросы. Зачастую проводится выборочное репортирование цен, т.е. выборочный опрос компаний, которые представляют информацию по ценам. Затем тот объем сделок, который анализируется агентствами, неизмеримо мал по отношению к общим объемам рынка. Не всегда открытыми и прозрачными являются процедуры обработки этой информации. Ситуацию необходимо менять.
ИОСКО выработала 11 рекомендаций по улучшению ситуации. Было также предложено в случае, если международные ценовые агентства не будут соответствовать этим рекомендациям, то предлагается рассмотреть вопрос о введении процедур формирования цен (не регулирования, а сбора представительной информации о рыночных ценах, ее прозрачная обработка и представление) через соответствующие законодательные механизмы. И нужно подчеркнуть, что в этом смысле российский опыт в полной мере соответствует этим предложениям.
По итогам трех "волн дел" о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний с них не только были взысканы многомиллиардные штрафы, но еще обязали нефтяные компании обеспечить соблюдение процедур прозрачного ценообразования. В частности, компании обязаны продавать на бирже не менее 10% от объема поставки топлива на внутренний рынок. На протяжении последних двух лет на бирже торгуется в регулярном режиме порядка 10 млн тонн нефтепродуктов. Кроме этого, правительством установлено обязательство крупных компаний, которые доминируют на рынке, регистрировать на бирже внебиржевые цены.
В результате мы имеем в России два индекса цены (биржевой и внебиржевой), которые основаны на объективной достоверной информации об основном объеме сделок, совершаемых на внутреннем рынке. Таким образом мы получили котировки цен, которые по качеству существенно превосходят любые другие аналогичные показатели, существующие в мире. Такая деталь - международные ценовые агентства, когда формируют свои индексы цен по РФ, исходят не из своих обзвонов нефтетрейдеров, а из данных, которые публикуются на бирже по биржевым котировкам и по индексам внебиржевых цен.
Мы вместе с нашими австрийскими коллегами докладывали о результатах совместной работы и о том, каким образом формируются цены в РФ, на двух наиболее общепризнанных международных форумах. В феврале этого года наш совместный доклад получил одобрение на комитете по конкуренции ОЭСР. А в июле 2013 года полная поддержка была получена по итогам нашего совместного выступления на Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Признано, что такой опыт является наиболее прогрессивным, и именно в этом направлении необходимо дальше двигаться.
Каковы будут первые шаги рабочей группы по платформе и что Россия будет предлагать конкретно?
Анатолий Голомолзин: В качестве первого шага наполнения этой платформы послужат материалы, которые были сформулированы нами в рамках пяти заседаний рабочей группы. Они касаются вопросов, связанных с методологией анализа товарного рынка, вопросов, связанных с мониторингом товаров рынков и мониторингом цен на товарных рынках. Они также связаны с вопросами, касающимися рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и обменом лучшей практикой и лучшим опытом в этой сфере. Они касаются вопросов, связанных с влиянием мировых цен на национальные рынки. И они связаны с механизмами формирования цен и повышения прозрачности и объективности ценообразования как на мировых, так и на национальных рынках. Вот такие пять основных аспектов. Соответствующие материалы были нами собраны в рамках деятельности международной рабочей группы. Они составят первоначальное информационное ядро этой платформы. Далее уже эта платформа будет пополняться материалами открытого характера всех антимонопольных ведомств, которые участвуют в рамках нашей совместной работы.
Комментарии 0