Старики за рулем: реальная опасность

Все мы помним шутку про обезьяну с гранатой, а также знаем, что на дороге опасно встречаться с молодежью, байкерами и военными. Но как насчет пенсионеров? Оказывается, пожилые водители, по статистике, нередко становятся виновниками смертельных ДТП.

15 октября 2014, 15:17, ИА Амител

Все мы помним старую шутку про обезьяну с гранатой, а еще — что бояться на дороге надо молодежь, байкеров и военных. А как насчет пенсионеров? Престарелые водители, как выяснилось, едва ли не чаще становятся виновниками смертельных ДТП.

Нам в России в это поверить пока трудно, потому как наши дедушки и бабушки по большей части живут на скромную пенсию, передвигаются на общественном транспорте и за руль садятся в лучшем случае несколько раз в год, чтобы доехать до дачи. Старики за рулем — это целая проблема в Америке, Европе и Японии. Согласно западной статистике, престарелые водители в возрасте от 65 до 75 чаще других попадают в аварии со смертельным исходом или ранениями.

Почему опасны старики за рулем?

В данном случае нажимающие на педали старички могут быть опасны по причине, например, внезапного ухудшения здоровья прямо во время движения или приступ может застать бабушку врасплох. Или даже смерть. Довольно часто на просторах Интернета встречаются новости из разных стран: "Пожилому человеку стало плохо за рулем, и он выехал на остановку общественного транспорта, пострадали люди".

Если верить статистике, то от водителей в возрасте от 65 до 75 лет намного меньше неприятностей, чем от молодежи, воспитанной на фильмах Люка Бессона. А вот новостей о ДТП с водителями более почтенного возраста, к сожалению, немало. В Германии в 2007 году в 70% ДТП с участием пожилых водителей виновниками оказывались именно старики.

В ближайшие два-три десятилетия количество пожилых водителей существенно увеличится, с каждым годом их будет становиться всё больше. Это неминуемо скажется на статистике автопроисшествий. Спорить тут не с чем — с годами слабеет зрение, замедляется реакция, хуже концентрируется внимание, не говоря уже про отвратительные подагры-радикулиты-артриты-артрозы. И ситуации на дороге, из которых десятилетиями удавалось выходить без проблем, для пожилого человека могут вдруг оказаться непосильными…

К тому же с возрастом состояние здоровья, к сожалению, ухудшается. Даже рядовое ДТП без пострадавших может слишком сильно разволновать солидного дедушку и, чтобы привести его в чувство, придется вызывать в первую очередь "скорую", а не ДПС.

Аварии со стариками

Одной из самых известных аварий стала трагедия на рынке Санта-Моники в Калифорнии. 86-летний водитель Джордж Рассел Веллер, страдающий слабоумием, перепутал педали и на полной скорости врезался в толпу людей, которую в течение нескольких минут продолжал давить. Десять человек погибли, 70 получили ранения. Адвокат Веллера доказал на суде, что его подзащитный страдает старческим слабоумием и слишком слаб, чтобы находиться в тюрьме. Водитель-убийца отделался условным наказанием и штрафом.

Эта трагедия стала поводом для изменения законодательства в США. Например, штат Флорида ввел дополнительный обязательный тест при сдаче или продлении ВУ на зрение для тех, кому за 80.

В немецком городе Мендене во время массовых гуляний в толпу на большой скорости врезался автомобиль, которым управлял 79-летний пенсионер. Три человека погибли, 50 получили серьезные травмы.

Как ограничивают престарелых водителей?

Практически в любой развитой стране для пожилых водителей существуют законодательные ограничения. Так, в США для них созданы "освежительные" курсы при "Всеамериканском обществе пенсионеров" (AAPR). Программа призвана определить, остались ли с ними навыки вождения или их мастерство пошло на убыль.

В Великобритании всех автолюбителей старше 75 лет обязали повторно проходить тест на знание ПДД, а также еще раз получить справку о состоянии зрения. Только после этого человек пожилого возраста получает допуск к управлению ТС на пять лет. Всего же в Туманном Альбионе, по статистике 2006 года, насчитывается около полутора миллионов автолюбителей старше 75 лет, из которых 23 тысячи перевалили 90-летний и 34 человека — 100-летний. Обязанность подтверждать способность водить машину каждые пять лет должна, по замыслу британских властей, благотворно повлиять на уровень дорожной безопасности.

В Италии же рассматривается закон и вовсе запрещающий садиться за руль после 80 лет, даже если вдруг состояние здоровья удовлетворительное. Впрочем, пока он не принят.

В российском законодательстве никаких регламентирующих "верхний предел" возраста водителя ограничений нет. Даже курсов для пожилых водителей на государственном уровне не проводится. Хотя в некоторых регионах местные власти периодически предлагают ужесточить меры и заставить таких автомобилистов подтверждать свою возможность управлять транспортным средством каждые пять лет.

Своеобразным "ограничителем" могла бы выступать медсправка, которую нужно оформлять как минимум раз в 10 лет при замене прав. Но только лишь теоретически. По факту бумажку из медучреждения может получить кто угодно — было бы желание.

И все-таки...

Возраст — это всего лишь "коэффициент", который повышает риск возникновения проблем со здоровьем. Сами по себе цифры в паспорте ничего не решают — если не следить за собой, то можно поиметь все "старческие" болячки и в 45 лет. Не говоря уже о том, что осторожные старики, находясь за рулем, чаще соблюдают правила, нежели водители от 18 до 70.

В общем, какие бы ни вводили законы, главным способом обезопасить себя и окружающих остается самоконтроль. Плохо себя чувствуете? Уступите место за рулем или поезжайте на автобусе. Случись трагедия, никто не гарантирует, что у вас будет такой же талантливый адвокат, как у того калифорнийского пенсионера.

Источник: Колеса.Ру

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров