Велосипед в России: здоровый образ жизни или дорога к смерти
06 апреля 2015, 14:14, ИА Амител
Ну вот, среди любителей велосипедной езды очередная жертва. В начале апреля в Тверской области в ДТП погиб велопутешественник Александр Гречкин, совершавший пробег в честь грядущего юбилея Победы. Каждое подобное событие невольно заставляет задуматься: куда беднягам веломанам податься, чтобы не попасть в ряды "смертников"?
Открою свой секрет: регулярно катаюсь на велосипеде уже не одно десятилетие, намотал за это время более 200 000 километров, и мне частенько бывает страшно. Страшно ездить по оживленным дорогам, забитым едва ли не круглосуточно вереницами автомобилей. Так вот и живу последние несколько лет в диалектическом противоречии: боюсь ездить, но езжу, потому что это для меня и отдых замечательный, и физические упражнения для оздоровления организма, и способ повидать разные достопримечательности.
Неужели по нынешним временам езда на педальной "двухколеске" превратилась у нас в стране в экстремальный вид активного отдыха, которым стоит заниматься лишь немногим самым отчаянным "велопилотам"?
Время от времени случаются в велосипедном календаре "отдушины". Это когда удается выбраться в поездку по Европе или по одной из "благоустроенных" стран в других частях света. Едешь по тамошним трансрегиональным велодорожкам с указателями, информационными щитами, специально предусмотренными мостиками и тоннелями и наслаждаешься. Даже когда таких спецдорог нет, ехать все-равно, комфортно и спокойно: асфальт гладкий, водители авто – вежливые до безобразия, при малейшем намеке со стороны байкера на какой-то маневр так и норовят пропустить его без помех... Зато по возвращении в родимые края наступает период езды, который по аналогии с природными катаклизмами надо бы обозначить "красным уровнем опасности".
Расслабившийся в "забугорных" тепличных условиях езды, велоорганизм не сразу возвращается к суровым реалиям российских дорог. Там ты привык, что тебе легковушка и даже грузовик обязательно уступят дорогу, притормозят, не станут прижимать к обочине, а тут подобная любезность вовсе не обязательно случится.
КАКИХ ВОДИЛ БОИТСЯ ВЕЛОСИПЕДИСТ
Будем справедливы: в последние годы лояльность российских "водителей к велосипедистам все-таки заметно повысилась. Наверное, и ужесточение ПДД подействовало, и то, что многие из водил тоже побывали в "европах" и вдохновились тамошней доброжелательностью на дорогах... Однако такой "плюс" в результате дает велосипедисту еще больший "минус". Практика показывает, что из каждых 20-и нынешних российских водителей приблизительно половина – "велосипедно-вежливых", еще треть или даже более того – "адекватных", и, наконец, есть в этой среднестатистической двадцатке 1-2 "пофигиста". Именно они и напрягают расслабившегося после "правильной" езды на Западе российского веломана.
Ни российские власти в целом, ни столичные в частности не помогают велосипедистам чувствовать себя на дорогах комфортно и безопасно.
Но напрягают из-за своей относительной малочисленности редко. И это еще опаснее. Когда велосипедистов на московских улицах и подмосковных дорогах "чморили" едва ли не три четверти всех водителей, наш брат-"циклист" был постоянно настороже, постоянно мобилизован и готов к экстренному маневру по уворачиванию. А тут... Это, все равно, как если бы кто-то решил поохотиться с ружьишком на доверчивых домашних кроликов.
НОЧНОЙ ПРОБЕГ
В последние годы самым комфортным катанием на велосипеде по Москве и ее ближним окрестностям стала... ночь. Вот буквально на днях довелось возвращаться домой на своем "железном коне" часа в два по полуночи – красота! Пустые улицы, свободные перекрестки... Нарочно лишнюю петлю по городу заложил, чтобы продлить удовольствие от такого процесса педалирования. А один из моих знакомых – ярый сторонник велосипедного способа перемещения, приспособился в летнее время время даже за город на купание ездить по ночам, когда дороги свободны и воздух над ними чист от выхлопов.
ВЕЛОДОРОЖКИ В МОСКВЕ: ИГРУШКИ ЧИНОВНИКОВ
В последние несколько лет в московском обиходе все чаще звучит слово "велодорожка". Это одна из "фирменных" программ столичного градоначальства. В сообщениях соответствующих департаментов ласкают слух внушительные цифры протяженности новых "веломагистралей", количества пунктов проката и имеющихся в их распоряжении двухколесных машин... Увы, реальной пользы для удобного велоперемещения по столице от этого пока не увидел. Открытые уже велодорожки пока никак не складываются в общегородскую сеть и представляют собой лишь отдельные "кусты" для локального катания – по преимуществу в зонах отдыха, парках и их окрестностях...
В столице насчитывается около двух миллионов велосипедов. И спрос на них продолжает оставаться высоким – это здорово и здорово. Однако реальных условий для комфортного, безопасного педалирования в городе, по большому счету, нет.
Самым удачным и полезным для перемещения на вело из одной части города в другую можно назвать, пожалуй, "трансмосковскую" велодорожку, проложенную по набережной Москвы-реки из центра до Лужников. Но и она хороша для езды лишь в плохую погоду. Потому что когда сухо, солнечно и мало-мальски тепло, по этой самой набережной гуляют-циркулируют многочисленные группы граждан с детьми и собаками, которые совершенно не обращают внимания на размеченную краской на асфальте полосу велодорожки. В результате разгоняться здесь велосипедистами в такой "час пик" весьма чревато. Ну а попытки попенять пешеходам на неправильно выбранную ими траекторию движения наталкиваются в лучшем случае на искреннее непонимание причин высказываемых претензий, а в худшем – на весьма "ядреные" выражения в адрес велосипедиста, который "прет, пак танк и сам всем мешает".
ВЕЛОНАРУШИТЕЛИ
Впрочем многие из "циклистов" тоже не отличаются пристрастием к соблюдению ПДД. В этом легко убедиться, побывав, например, вечером летнего дня или в выходные в столичном "велосипедном раю" – Лосином острове. По тамошним асфальтированным, свободным от автомобилей аллеям катаются в разгар сезона сотни велосипедистов. Однако их движение по этим велотрассам весьма далеко от упорядоченного. Частенько приходится тормозить, чтобы не столкнуться с каким-нибудь лихачом, выскочившим на перекресток, или объезжать вело-парочку (а то и "вело-троечку"!), неспешно крутящую педали и перегородившую всю полосу. Принцип правостороннего движения тоже для многих "циклистов" оказывается абстрактным понятием...
В западных странах на многих улицах городов и поселков выделены специальные полосы для движения велосипедов, и эти велодорожки по-настоящему неприкасаемы для автомобилей и пешеходов. У нас подобной сознательности и культуры уличного движения пока нет. Вот проложили несколько лет назад велодорожку по Измайловскому проспекту, нанесли соответствующую маркировку на асфальт, и что? Проехать по "своей" полосе велосипедисту удается лишь в особо счастливых случаях, когда на пути нет припаркованных прямо на дорожке авто и шагающих по ней пешеходов.
...Вы верите, что когда-нибудь в нашей Белокаменной будут устроены "отрезанные" от края улиц велодорожки, постоянно сво-бод-ны-е от припаркованных автомобилей? Стыкующиеся с другими такими же велодорожками, которые ведут на другой край города? Мне лично плохо удается укрепить в себе подобную надежду даже большим усилием воли.
Александр Добровольский / Автовзгляд
Комментарии 0