Восемь автомобилей, изменивших мир
02 октября 2013, 10:09, ИА Амител
105 лет назад, 1 октября 1908 года Генри Форд представил модель T, перевернувшую представление об автомобиле. Ford T стал первым массовым авто - выпущено более 15 миллионов экземпляров. С него началась автомобилизация Америки - до этого "самобеглые коляски" рассматривались как игрушки богачей. Ford T за 300 долларов исправно возил богатых и бедных, белых и цветных, американцев и не очень. Представляем истории этой и других машин, которые изменили историю, пишет корреспондент "Российской газеты" Антон Валагин.
Первый Mercedes
Первый автомобиль, запатентованный Карлом Бенцем в 1886 году, представлял собой трехколесную коляску на высоких колесах со спицами. В нее Бенц установил свой новый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания с водяным охлаждением. Его единственный цилиндр располагался горизонтально над осью задних колес, которые приводились в движение через ременную и две цепные передачи.
Электрическое зажигание у Бенца питалось от гальванической батареи, в отличие от созданного в то же время автомобиля Даймлера с калильными трубками. У мотоколяски Бенца имелась металлическая рама, в то время как даймлеровская тележка была деревянной. Зато Готлиб Даймлер совместно с Вильгельмом Майбахом придумали карбюратор, запатентовали и построили первый мотоцикл.
Первый автомобиль развивал 16 километров в час. На первых автогонках, состоявшихся в США в 1895 году, новая модель Бенца установила рекорд скорости - 24 км/ч. В 1911 году гонщик Боб Бурман на автомобиле Карла Бенца разогнался до 228 км/ч.
Бенц и Даймлер объединились в 1926 году. Последний к тому времени уже выпускал автомобили Mercedes, названные в честь дочери дипломата и автогонщика Эмиля Еллинека, спасшего фирму от банкротства. Трехлучевая звезда - эмблема Mercedes, - означает мощные двигатели для использования на земле, в небесах и на море.
Такое прозвище получил Ford T у покупателей. Он был намного дешевле других автомобилей того времени, поскольку те собирались вручную, а Т - на конвейере. Несмотря на максимально упрощенную для массового производства конструкцию, Ford не уступал современникам по размерам, комфорту и оборудованию, а по габаритам и объему двигателя соответствует современным моделям среднего класса.
Автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 2,9 литра и двухступенчатой планетарной коробкой передач. На автомобиле были впервые применены отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач. Газ был ручной.
Слова Генри Форда: "Вы можете получить Ford Т любого цвета при условии, что этот цвет будет черным" - вошли во все учебники рекламы. Действительно, с 1914 по 1926 год кузова модели Т красили черным японским лаком - он высыхал за 48 часов, в то время как другим краскам того времени на это требовалось две недели. В 1925 году General Motors начал красить машины голубой нитроцеллюлозной эмалью, через год Ford последовал его примеру. Тем не менее крылья, подножки и детали шасси остались черными. На конвейере готовый кузов надевался на шасси, необходимость подбирать их по цвету значительно усложнила бы сборку.
Каждый продавец Ford T был обязан иметь полный ассортимент запчастей. Впрочем, простота конструкции позволяла ремонтировать "Лиззи" отверткой и плоскогубцами. А ее надежность позволяла делать это не слишком часто. Автомобиль разгонялся до 70 километров в час и потреблял 11 литров топлива на 100 километров. Из-за особенностей карбюратора - бензин в него подавался самотеком, - крутые подъемы на Ford Т рекомендовалось преодолевать задним ходом, иначе мотор глох.
С 1908 по 1927 годы было выпущено более 15 миллионов автомобилей. В 20-е годы, когда производство стало наиболее массовым, модель Т стоила 260 долларов (чернорабочий на заводе Форда получал 100). Она стала еще и первым мировым автомобилем ,выпускавшимся не только в США, но в Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Франции. В романе Олдоса Хаксли "О дивный новый мир" летосчисление ведется от создания Ford T.
Фольксваген Жук является самым массовым автомобилем в истории: он производился без пересмотра базовой конструкции 65 лет, с 1938 по 2003, всего выпущено 21,5 миллиона экземпляров.
В 1933 году Фердинанд Порше предложил Адольфу Гитлеру создать для немецкой нации крепкую и надежную машину стоимостью не более 1000 рейхсмарок. В том же году фюрер на открытии Берлинского автосалона пообещал каждой "истинно немецкой семье" автомобиль. В начале 1938 года началось строительство гигантского автозавода, полгода спустя рядом основали город Вольфсбург, названный по имени близлежащего замка. Была организована система предоплаты - каждый гражданин Германии имел право еженедельно класть пять марок на специальный счет и накопив таким образом 990 марок, получить одним из первых новенький автомобиль прямо с конвейера. 336668 немцев перечислили 110 миллионов рейхсмарок, но автомобилей не получили - началась война.
На деньги населения стали выпускать Kubelwagen, автомобиль-лоханку для вермахта. До лета 1945 года собрали более 50 тысяч "кюбелей", что сделало их самым массовым легким автомобилем в немецкой армии. После войны разрушенный на 60 процентов завод оказался в британской оккупационной зоне. Англичане поставили условие: производить не менее тысячи автомобилей в месяц или завод закроют из-за больших производственных издержек.
В 1953 году Энцо Феррари запустил серию 250. Число означало объем одного цилиндра в кубических сантиметрах - традиция Ferrari. Всего цилиндров было 12, общий объем три литра, согласно ограничению FIA. Автомобиль в первую очередь создавался для гонок и немало в них преуспел. Модификация Testa Rossa одержала три победы в Ле-Мане, четыре в Себринге и две в Буэнос-Айресе.
Мощный двигатель, очень легкий кузов, идеальная компоновка и впервые появившиеся на гоночных машинах дисковые тормоза сделали Ferrari 250 грозным соперником на гоночной трассе и желанным экземпляром в коллекциях богачей. Было выпущено более 20 модификаций, в том числе первая четырехместная Ferrari 250 GT/E.
Модель 250 ответственна и за рождение автомобильной марки Lamborghini. У производителя тракторов Феруччо Ламборгини было три Ferrari 250-й серии с кузовами Scaglietti и Pininfarina. Феруччо часто жаловался Энцо Феррари на проблемы со сцеплением, а потом решил разработать собственный спортивный автомобиль, наняв бывших инженеров Ferrari. Первый Lamborghini 350GT очень похож на Ferrari 250.
Если Форд посадил на колеса Америку, а Порше - Западную Европу, то основным средством передвижения граждан ГДР стала продукция завода в Цвиккау. Вернее, заводов - в городе находились предприятия Horch и AUDI. Их объединили для выпуска маленьких пластмассовых автомобильчиков - листовая сталь в послевоенной Германии была в дефиците.
Наружные кузовные детали "Трабанта" изготовлялись из дуропласта, смеси фенолформальдегидной смолы и хлопковых очесов, и навешивались на металлический каркас. "Трабант" не имел бензонасоса - топливо поступало в карбюратор самотеком из расположенного под капотом бака, что требовало исключительной аккуратности при заправке и не добавляло автомобилю безопасности при аварии и пожаре.
Вместе с тем Trabant имел ряд революционных по тем временам технических решений. 26-сильный двухцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением располагался поперечно и соединялся с двухвальной коробкой передач - впоследствии эта схема получила широчайшее распространение. Версия машины для инвалидов оснащалась автоматическим сцеплением, как на современных суперкарах.
Рулевое управление было реечным, достаточно легким и точным, а простая, полностью независимая подвеска имела совершенную кинематику. Автомобиль с пластиковым кузовом весил всего 620 килограммов и при правильной эксплуатации был неуязвим для коррозии.
Trabant переводится с немецкого как "спутник". Производство автомобиля началось в 1957 году, назвали его в честь запущенного в СССР первого искусственного спутника Земли.
Chevrolet Corvette стал первым спортивным автомобилем, построенным в США американским производителем. Он выпускается с 1953 года, сейчас на конвейере седьмое поколение "Корветов".
Первый Corvette, представленный на выставке Моторама, имел стеклопластиковый кузов на трубчатой раме, рядную "шестерку" объемом 3,6 литра и мощностью 152 лошадиные силы, задний привод и двухступенчатую автоматическую КПП. Было построено 300 экземпляров, все они красились в белый цвет.
В 1956 году автомобиль пережил рестайлинг, год спустя знаменитый автогонщик Зоре Аркус-Дантов адаптировал к "Корвету" 4,3-литровый восьмицилиндровый V8 с впрыском и 4-ступенчатую механическую КПП. С этого момента машина стала легендарной.
Знаменитый "Скат-хвостокол", Corvette С2 Sting Ray доводили до совершенства Ларри Шинода и Билл Митчелл. Второе поколение "корветов" получило независимую подвеску на поперечных рессорах и семилитровый мотор 435-сильный со строенными карбюраторами. Дальше - больше: Corvette перенимали от Европы все технические новинки: алюминиевые головки блоков цилиндров, два распредвала и четыре клапана на цилиндр, карбоновые рессоры. При этом объем двигателей оставался американским - не менее 5,7 литра.
Международное общество автомобильных инженеров признало Chevrolet Corvette - вместе с Mercedes-Benz S500 - лучшими автомобилями XX века с инженерной точки зрения. В городе Боулинг Грин, штат Кентукки, где расположен основной завод по производству "Корветов" находится национальный музей этой модели.
Шевроле Корвет. Фото:Denis Balibouse /Reuters
Так прозвали маленький автомобиль Shelby Cobra, построенный американским автогонщиком Кэроллом Шелби на базе английской машины AC Cobra. В противовес гигантским Chevrolet Corvette "Кобра" была небольшой и легкой, как все европейские гоночные машины. Но мотор имела американский - семилитровый Ford мощностью 425 лошадиных сил. Сочетания такого ядерного реактора под капотом, невесомого кузова и отличной управляемости принесло Shelby Cobra многочисленные победы по обе стороны Атлантики.
В 1964 году "Шелби Кобра" была занесена в Книгу рекордов Гинесса как самый быстрый дорожный автомобиль в мире. Гонщики Джон Сирс и Питер Болтон разогнали ее на магистрали М1 до 298 километров в час.
Форд Шелби Кобра. Фото:Chip East CME/HB /Reuters
Toyota Prius вошла в историю как первый массовый автомобиль с гибридным двигателем. Он оснащен 1,8-литровым бензиновым мотором мощностью 99 лошадиных сил. Двигатель необычный - в нем увеличен рабочий ход поршня за счет усложнения кривошипно-шатунного механизма (двигатель Аткинсона), что дает значительную экономию топлива. Другая особенность - у двигателя внутреннего сгорания отсутствует холостой ход, при остановках он выключается.
Движется Prius при помощи двух электрических мотор-генераторов, которые могут работать вместе и по отдельности. При торможении моторы вырабатывают ток (рекуперация). Некоторые модели могут работать в режиме "чистого" электромобиля: они плавно разгоняются до 57 километров в час и показывают неплохую динамику на ровном шоссе.
Управляет автомобилем электроника. Компьютер следит за состоянием мощной аккумуляторной батареи и при необходимости запускает ДВС для ее подзарядки. Передачи: передняя, нейтральная, задняя и силовая, - переключаются джойстиком у руля. На передней панели находится сенсорный дисплей, куда выведено управление аудиосистемой и кондиционером. Открывается "Тойота" электронным ключом, двигатель запускается кнопкой.
Главные преимущества гибридных автомобилей: высокая экономичность и низкий уровень загрязнения атмосферы. Отличная динамика - электродвигатель всегда выдает максимальный крутящий момент, - и высокая активная безопасность благодаря двум независимым системам торможения: рекуперационной и фрикционной.
Гибриды дороже обычных машин, но в большинстве стран это компенсируется налоговыми льготами и возможностью реже покупать дорогой бензин.
Тойота Приус. Фото: STAN HONDA / AFP
Комментарии 0