Вымирающий вид: 5 спорткаров, о которых мало кто знает
12 декабря 2014, 17:15, ИА Амител
Studiotorino RK Coupe, Италия
• Разгон 0-100 км/ч: 4,1 секунды
• Максимальная скорость: 304 км/ч
• Двигатель: рядные 6 цилиндров с компрессором, 3824 куб. см
• Мощность: 440 л. с.
• Цена: от 220 тысяч евро
История марки Studiotorino началась 1 января 2005 года. Компанию основал потомственный дизайнер Альфредо Стола: до Studiotorino итальянец работал в Porsche, а его дед сотрудничал с Lancia в 1910-х. Вопреки названию, фирма базируется не в самом Турине, а в городе Риволи, насчитывающем 50 тысяч жителей. Впрочем, Риволи расположен в провинции Турин, так что бренд "Туринская студия" здесь вполне применим.
На первых порах компания занималась тюнингом Porsche, но затем начала перерабатывать готовые машины и ставить на них свой шильдик. Первыми моделями под брендом Studiotorino стали родстеры RK и R Spyder, построенные на базе Porsche Boxter. Самый быстрый автомобиль итальянской марки появился в 2006 году: взяв за основу Porsche Cayman, инженеры соорудили RK Coupe, разгоняющийся до 304 км/ч и набирающий 200 км/ч за 13 секунд.
Для описания своих купе и родстеров Studiotorino предпочитает слово bespoke – этот термин чаще используют при рассказе об итальянских портных, которые шьют костюмы на заказ. Автопроизводитель также упирает на ручную работу и индивидуальный подход: и RK Coupe, и RK Spyder не получат более 49 экземпляров. Такую планку в Studiotorino установили сами, чтобы не размывать ценность бренда и сохранить ощущение раритета для каждой выпущенной машины. На данный момент квота еще не выбрана, так что купить новое купе за 220 тысяч евро можно напрямую у производителя.
Главным заказчиком в истории Studiotorino стал саудовский принц Халед бин Аль-Валид, по заказу которого компания разработала дизайн-проекты кастомных версий Bugatti Veyron и Audi A8. Монарх настолько впечатлился результатом, что поручил туринцам разработать автомобиль с нуля: так Studiotorino оказалась среди авторов кроссовера Gazal 1 KSU, провозглашенного "первым автомобилем из Саудовской Аравии". В 2017 году в королевстве должно начаться серийное производство этой машины под брендом Gazal.
Последняя спортивная разработка Studiotorino – модель Moncenisio, созданная на базе Porsche Cayman S Type 981. В отличие от предшественников, предельный тираж этого спорткара будет ограничен на отметке в 20 экземпляров. Компания принимает заказы с марта 2014 года.
Noble M600, Великобритания
• Разгон 0-100 км/ч: 3 секунды
• Максимальная скорость: 362 км/ч
• Двигатель: V8 твин-турбо 4,4 литра
• Мощность: 650 л. с.
• Цена: от 450 тысяч долларов
Компания Noble Automotive, практически незнакомая широкой аудитории, служит предметом культа для фанатов необычных машин, коллекционеров и любителей "злых" спорткаров. Основатель компании Ли Ноубл конструирует суперкары с 1980-х годов: к моменту появления бренда Noble в 1999-м на счету британского инженера был почти десяток прототипов. Поначалу компания выпускала похожие друг на друга купе M10, M12 и M14, а в 2006 году в продажу вышел M15 – более быстрый и технологичный автомобиль, который должен был навязать конкуренцию Porsche и Ferrari. Спорткар набирал 100 км/ч за 3,5 секунды и мог разогнаться до 298 километров в час.
В 2011 купе M15 сняли с продажи: ему на смену пришел гиперкар M600, который попал на орбиту Bugatti Veyron. Максимальная скорость в 362 км/ч, 650 л. с. – такие числа больше подходят для мира Формулы-1, чем для гражданских автомобилей. Впрочем, Ли Ноубл в проекте уже не участвовал: инвесторы выкупили у инженера компанию в 2008 году. После этого британец уехал в Варшаву, где основал первого производителя спорткаров в Польше – фирму Arrinera Automotive. Судя по всему, последняя разработка Ноубла под названием Arrinera Hussarya рассчитана на соперничество с M600: спорткар будет набирать "сотню" за 3,2 секунды, а максимальная скорость сможет достигать 340 километров в час. При этом Hussarya в базовой комплектации обойдется покупателям всего в 160 тысяч долларов. Arrinera от Ли Ноубла поступит в продажу в 2015 году, а M600 можно купить уже сейчас.
Gillet Vertigo 5, Бельгия
• Разгон 0-100 км/ч: 3,2 секунды
• Максимальная скорость: 300 км/ч
• Двигатель: атмосферный V8 4,2 литра
• Мощность: 420 л. с.
• Цена: от 300 тысяч долларов
Участник ралли-рейда "Париж-Дакар" и чемпион Бельгии по скоростному подъему на холм Тони Жиллет пришел в бизнес в качестве экспортера голландских ретро-каров Donkervoort, а в 1991 году собрал Vertigo – свой первый автомобиль в качестве конструктора. Еще до начала инженерного проекта Жиллет поставил мировой рекорд разгона до 100 км/ч: в 1990 году за рулем спорткара Donkervoort бельгиец достиг "сотни" за 3,8 секунды. Четыре года спустя инженер и гонщик побил собственный рекорд – на Vertigo 1 Жиллет набрал 100 км/ч за 3,266 секунды. Разумеется, сейчас и этот рекорд побит, но для начала 90-х годов прошлого столетия достижение конструктора было знаковым явлением.
Большая часть Donkervoort представляла собой серьезно доработанную версию классического спорткара Lotus Seven. Жиллет взял за основу тот же автомобиль, а в качестве отличительной особенности решил сделать свою модификацию самой быстрой. Получилось практически сразу: доступный для покупателей Gillet Vertigo 1 покинул завод в 1994 году, а за следующие 20 лет родстер постоянно становился легче, быстрее и оборотистее.
Пятое поколение Vertigo дебютировало в 2008 году: в тот момент спорткар оснащался 3,0-литровым двигателем Alfa Romeo мощностью 350 лошадиных сил. В настоящее время флагманской моделью Тони Жиллета служит модификация Vertigo.5 Spirit. Появившийся в 2011 году родстер получил 4,2-литровый "атмосферник" V8 от Maserati, который мог разогнать родстер до 300 километров в час. Шасси автомобиля традиционно выполняется из углепластика – материала, который используют в Формуле-1. За счет этого массу автомобиля удалось снизить до 950 килограммов: на 40 килограммов легче, чем "базовый" Vertigo 5 первого поколения.
По внешнему виду Gillet Vertigo совсем не скажешь, что в основе машины лежит легендарный Lotus Seven Колина Чэпмена, созданный в 1957 году. В отличие от оригинала, колеса Vertigo закрыты крыльями, у кузова есть крыша и даже двери, открывающиеся по принципу "крыла бабочки". Стоит такой суперкар 300 тысяч долларов: в стоимость включена возможность покупателя на стадии сборки повлиять на управляемость автомобиля – по желанию будущего владельца машине могут придать недостаточной или избыточной поворачиваемости, а также выполнить салон в полном соответствии со вкусами клиента.
Covini C6W, Италия
• Максимальная скорость: 300 км/ч
• Двигатель: атмосферный V8, 4,2 литра
• Мощность: 434 л. с.
• Цена: от 300 тысяч евро
Вся история автопроизводителя Covini Engineering построена вокруг одной идеи – шестиколесного спорткара. В середине 1970-х основатель компании Ферруччио Ковини увидел шестиколесный болид Формулы-1 Tyrrell P34 и решил построить свой автомобиль с двумя парами передних колес. Но не для профессиональных гонок, а для использования в обычной жизни. Так родился проект Covini C6W.
Автопроизводитель Covini Engineering был зарегистрирован в 1978 году. Первой машиной итальянского бренда стал полноприводный внедорожник T44 Turbo с дизельным мотором: машину представили публике, но дальше прототипа в единственном экземпляре дело не пошло. Дизельные двигатели продолжали привлекать Ферруччио, и он построил еще несколько автомобилей с такой силовой установкой. Дальше остальных продвинулось купе B24. За первые 10 лет существования компании этот спорткар оказался единственной машиной Covini, которую изготовили тиражом более одного экземпляра: в общей сложности производитель выпустил девять B24.
Первая версия B24 была готова в конце 1979 года, публичный дебют состоялся на автосалоне в Женеве в 1981 году. Пожалуй, основной причиной такого тиража этого купе стал его рекорд: спорткар Covini оказался первым негоночным автомобилем в истории, которому удалось превысить скорость в 200 км/ч на дизельном топливе. Дизель от Lancia позволил B24 разогнаться до 205 километров в час.
Между тем, постройка C6W постоянно откладывалась. Итальянец рассчитывал потратить заработанные деньги на разработку модели, но год за годом прибыли не хватало – и шестиколесник опять переносился на более поздний срок. Второй трудностью оказалась техническая сложность проекта: существовавшие в 1980-х технологии не позволяли сделать C6W достаточно удобным для вождения при адекватной цене.
Работа над шестиколесным купе вышла на полную мощность только в 2003 году – через 25 лет после основания компании. Терпение Ферруччио Ковини все-таки помогло ему довести работу до конца: собирающийся вручную C6W получил двигатель Audi V8 мощностью 434 л. с., тормоза Brembo, шестиступенчатую механическую коробку передач, задний привод и кузов из стекловолокна и углепластика. В 1970-х Ковини хотел сделать передние колеса 10-дюймовыми – во многом из-за того, что в тот момент низкопрофильная резина не была популярной и не рассматривалась в качестве базового варианта. Четверть века спустя технологии позволили поставить на C6W две пары 15-дюймовых колес спереди и одну пару 20-дюймовых сзади.
Шестиколесная компоновка позволила спорткару увеличить пятно контакта покрышек с дорогой, сделать поведение машины более стабильным, а также снизить сопротивление воздуха – за счет того, что благодаря меньшему диаметру колес у Ковини получилось прижать переднюю часть машины к дороге. Еще одним фактором разработчик называет дополнительные пружины и амортизаторы, которые потребовалось установить ради третьей пары колес. По мнению Covini Engineering, это улучшило управляемость спорткара.
Aspid Supersport, Испания
• Максимальная скорость: 250 км/ч
• Разгон 0-100 км/ч: 2,8 секунды
• Двигатель: 4 цилиндра с компрессором, 2,0 литра
• Мощность: 402 л. с.
• Цена: от 107 тысяч долларов
Стартап IFR Automotive появился в Каталонии в начале двухтысячных. В отличие от романтиков середины века, основатель компании Игнасио Фернандес Родригес подошел к делу максимально расчетливо: прежде чем приступать к проектированию автомобиля, испанец заказал полномасштабный отчет о будущих клиентах. В результате предприниматель узнал, что покупателям спорткаров нужна не просто быстрая машина. "Маркетинговое исследование доказало, что люди хотят автомобиль, который вызовет сильные эмоции. При этом он должен быть по-настоящему уникальным и экологичным", - объяснял Родригес в начале работы.
Новинку решили назвать Aspid – в честь семейства ядовитых змей-аспидов, обитающих в южной Европе. Работа над машиной продолжалась 5 лет: на финальных этапах купе тестировали на извилистых дорогах в горах Каталонии, где ежегодно проходит Ралли Испании WRC. Готовую машину представили публике в 2008 году.
Внешний вид автомобиля вызывал ассоциации как с родстерами начала века, так и суперкарами современности – одновременно напоминая болид Формулы-1 и отдаленно походя на классический Lotus Seven. Один из самых красивых автомобилей в истории получил название Aspid SuperSport (сокращенно SS): двухместное купе доступно с атмосферным или турбированным двигателем объемом 2,0 литра. В первом случае мощность мотора составляет 270 л. с., во втором – 402 лошадиные силы.
Уникальным Aspid SS делает вовсе не мотор. В IFR Automotive считают SuperSport единственным автомобилем, который может одинаково хорошо ездить по гоночной трассе и по обычной дороге. Для перенастройки купе с гражданского режима на гоночный нужно нажать пару кнопок: спорткар сам изменит дорожный просвет, регулировки дифференциала, баланс тормозов и другие параметры. Также быстро купе вернется в городской режим – так что если владелец решит спонтанно заехать на какой-нибудь автодром, ему не придется вваривать каркас безопасности, ставить спортивные амортизаторы и заниматься всей остальной подготовкой. Кузов SuperSport омологирован как по требованиям гражданского автомобилестроения, так и по спортивным стандартам FIA.
Шасси Aspid SS выполнено из композитных панелей и весит всего 75 килограммов – цифра казалась бы заниженной, если бы общий вес купе не был равен 740 килограммам. Subaru Impreza WRX, например, весит в два раза больше. Удельная мощность SuperSport в 543 л. с. на тонну позволяет машине набирать 160 км/ч за 5,9 секунды, а преодолевать 400-метровую дистанцию при старте с места купе способно за 9,1 секунды. Латеральная перегрузка при этом составляет 1,6 g. Торможение Aspid происходит еще быстрее: чтобы остановиться со скорости 160 км/ч, испанскому спорткару требуется всего 3,1 секунды. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке в 250 километров в час.
Дополнительного снижения веса удалось добиться за счет облегчения компьютерной системы. За время создания бортовой электроники инженеры защитили четыре патента: в итоге большая часть регулировок Aspid переключается на руле через сенсорный экран. Такой технологии нет даже в Формуле-1: участники чемпионата мира пользуются кнопками, а сам размер монитора в руле вызывает постоянные нарекания пилотов из-за слишком маленькой диагонали. У Aspid SS нет ни одной кнопки – система полностью переведена на принцип тачскрин.
С 2008 года IFR Automotive выпускает не более одного SuperSport в неделю: каждое купе производится вручную. Заявленная цена за базовую комплектацию составляет 107 тысяч долларов, но многочисленные возможности персонализации позволяют увеличить стоимость в два или три раза – как водится, клиент может изменить почти любой параметр автомобиля по своему вкусу.
Антон Погорельский / Автоньюс
Фото: компании производители
Видео: Youtube
Комментарии 0