Житель Барнаула возродил легендарную "Волгу"
09 сентября 2014, 09:58, ИА Амител
Двадцать первую "Волгу" многие помнят по таким легендарным фильмам, как "Берегись автомобиля" и "Три плюс два". В 2009 году на экраны вышел супергеройский фантастический фильм "Чёрная молния", сюжет которого закручен вокруг Газ-21. Советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год сегодня можно встретить разве что в деревне, где машина служит как "рабочая лошадка" или же вовсе доживает последние дни, забытая всеми в гараже.
И совсем неожиданно было бы встретить "Волгу" этой модели, за
рулем которой сидит молодой парень, только что окончивший ВУЗ. Но именно
так и случилось. Его зовут Николай Потешкин, он купил старенькую
"Волгу", вдохнул в нее вторую жизнь, и теперь он – гордый владелец
ретро-автомобиля. Интервью с ним опубликовано в журнале "Автограф".
- Почему решил заняться реставрацией? Парни твоего возраста, думаю, предпочли бы просто подкопить денег и купить уже готовую машину… Чем ты руководствовался, делая такой выбор?
— Во-первых, с детства была какая-то неприязнь к иномаркам. Не знаю, почему. Если они ломаются, то дороги в ремонте. И на иномарке ты ничего не сможешь сделать своими руками, обязательно нужно сдавать ее в автосервис, и исчезает такое удовольствие, как поковыряться в машине вечером, всему измазаться. Ну, и потом, советские автомобили всегда делали на совесть. Мне хотелось иметь нечто особенное – ретро автомобиль. Но купить его можно было бы только за большие деньги. И еще один момент в пользу моего выбора – хотелось ездить с душой, ловить взгляды, гордиться, что это сделано своими руками.
— Первый ретро автомобиль, который у меня появился — "запорожец", ЗАЗ-968, он достался мне от отца, а отцу от дедушки. Это была первая машина, которую я сделал своими руками.
Хотел потом приобрести "Победу", но их не осталось в хорошем состоянии, а если и остались, то стоят эти машины очень дорого. А основное, когда покупаешь машину для реставрации – она не должна стоить дорого, ибо тогда ее кто-то уже за тебя сделал и пропадает весь смысл. Таким образом, "Победа" отпала. Вторая по знаменитости машина — Газ-21. Популярна она в основном благодаря кинофильмам, в которых снималась – фильмах 60-х, 70-х годов.
Я стал искать по объявлениям. Но там, в основном, были автомобили, которые уже и реставрации не поддаются, — они гнилые, зачастую без документов. А потом я узнал, что у моего дяди есть двадцать первая "Волга". Она оказалась в хорошем состоянии, но на ней лет пять уже никто не ездил, и ее готовились сдать на металлолом – на нее складывали кирпичи, по ней топтались ногами, она была вся измятая, но кузов был не гнилой, кое-что осталось из оригинальных деталей. Дядя просил за нее по цене металлолома – 10 тысяч рублей.
- Взяли машину, и начался ремонт.
— Да. И в ходе ремонта я заметил, что мой дядя очень много оригинальных деталей, именно за которые и ценится отреставрированный автомобиль, заменил современными: там не было родного руля, панели приборов, не было оленя на капоте, а за него-то как раз волга двадцать первая и ценится. Тогда я стал искать так называемого донора. Я купил машину с гнилым кузовом, но с хорошим набором оригинальных деталей и собрал из двух автомобилей один.
- Это теперь твой основной вид транспорта? Ты ездишь на ней?
- Делал я ее три года, и за эти три года я на ней проезжался из гаража в гараж. Совсем недавно я закончил реставрацию, машина сейчас полностью готова, последние регулировки сделал буквально на прошлых выходных, осталось ее поставить на учет. Нет у нее, естественно еще тех. осмотра и страховки, но как только я это сделаю, я ее запущу в беспощадную эксплуатацию. Буду проверять, насколько хорошо этот автомобиль сделан, потому что, если мне захочется поехать в путешествие на ней, хотя бы по Алтайскому краю, нужно будет знать, выдержит ли она. Поэтому сейчас нужно будет намотать некоторое количество километров. Буду ездить на работу, с работы, друзей катать. Может быть, буду сдавать в прокат.
- Уже поступали предложения по поводу проката?
— Друзья, конечно, о ней знают, и уже с начала лета люди даже не просто хотят покататься, а спрашивают о фотосессиях. Друг хотел взять машину напрокат на свою свадьбу, но она к тому времени еще не была готова. Сейчас у людей интерес появился к чему-то редкому.
- Давай поговорим немного о самой машине. Расскажи ее характеристики – на каком бензине ездит, какой объем двигателя?
— Объем двигателя, как раз таки, остался загадкой, потому что двигатель старый. Я знаю, что в нем 75 лошадиных сил.
Ездит моя "Волга" на уже не существующем бензине "АИ-80", дело в том, что недавно его просто перестали выпускать, потому, что автомобилей, которые ездили бы на этом бензине, уже попросту нет. Теперь буду ездить на 92ом.
Это пятиместный автомобиль. Салон интересен еще тем, что переднее сиденье, в отличие от любого другого автомобиля, выполнено так же, как и заднее, то есть это диван, а не два кресла. И когда эта машина выпускалась, ее охотно покупали путешественники, ведь она легко трансформировалась в кровать. Как раз, в фильме "Три плюс два", герои ночевали в этой машине.
- Ты что-то добавлял из современных приспособлений, деталей, аксессуаров?
— В ретро автомобилях все современное и новое, в смысле интерьера, будет не оригинально. Но новые детали ставить все-таки приходилось, когда делал капитальные ремонт двигателя – такие замены делать можно. В чем еще плюс российского автопрома, многие детали потом ставились на другие модели. И, допустим, сейчас двадцать первую "Волгу", можно ремонтировать, собирать, используя детали от УАЗов и более поздних "Волг". А что касается салона, абсолютно все стоит родное, за исключением ручек на дверцах. Опять же из-за цены. В интернете можно найти на этот автомобиль абсолютно все, но стоить это будет очень дорого. Я не стал покупать, поставил ручки от сорок первого "Москвича".
Что-то пришлось восстанавливать, допустим – руль. Белый руль – это гордость двадцать первой волги, и таких больше нигде нет. Тот, который достался с моей машиной, был рулем от УАЗа, а родной давно был утерян старым хозяином. На той машине, которую я купил как "донора", он потрескался на солнце. У одного из моих односельчан на тракторе стоял руль от двадцать первой "Волги". Он тоже потрескался, но так получилось, что тот, который стоял на "доноре", был сохранен в середине, а тот, который был на тракторе, он был сохранен по контуру – сохранилось само рулевое колесо. Я разрезал их, соединил уцелевшие детали в один руль, развел краску с эпоксидной смолой и зачищал, замазывал щели, зашкуривал, в итоге получил родной, оригинальный руль.
Панель приборов тоже приходилось закрашивать. Когда я начал отшаркивать краску, обнаружил фотографии семидесятых годов, которые привозили солдаты из ГДР, на них изображены немецкие женщины. Но пришлось это все закрасить.
Олень, который стоит у "Волги" на капоте, отдельно стоит 7-10 тысяч. Мне он достался с машиной донором. Реальной стоимости этих раритетных машин хозяева просто не знают, недооценивают их.
- У твоей машины очень интересный, необычный зеленый цвет. Почему ты сделал такой выбор?
- Дело в том, что по паспорту у нее был светло-зеленый цвет, "зеленая липа" он называется, и это было принципиально для меня, сохранить абсолютно все, что было. Этот цвет я тоже очень долго искал, он, как и автомобиль, тоже теперь не выпускается, в продаже его почти нет. Четыре банки краски я выкупал по магазинам, где они были в штучном варианте. Многим этот цвет не нравится, но вопреки всему, так как было, так я и оставил.
- В целом дорого обошлась реставрация?
— Если оценить весь ремонт, покупку двух машин, запчасти, и сложить все, что мы потратили, то тысяч сто, наверное, выйдет. Не дорого обошлось еще потому, что все работы по сварке, покраске, доводке кузова, капитальному ремонту двигателя и подвески выполнял я сам, мне помогали отец и дедушка – они у меня профессиональные водители.
- Когда возникали какие-то трудности, например, как у тебя получилось с рулем, где ты искал совета, как, что лучше сделать?
- Очень многое находил в интернете. По России и даже на Украинских сайтах я нашел много советов. Оказалось довольно-таки много людей, которые сталкивались с похожими трудностями. Ну а то, что касается двигателя и других "железных" частей, отец с дедом как водители мне во всем помогали.
- Значит, родственники положительно отнеслись к твоей идее с реставрацией?
— Дедушка даже предоставил мне свой гараж. У него добротный гараж на два автомобиля, и вот, он меня туда пустил. За три года я навел там ему жуткий бардак. Хотя и планировалось все складывать по полочкам, по коробочкам, потом, в процессе это оказалось невозможным. Теперь, закончив с автомобилем, нужно разобраться с хаосом в гараже.
Без помощи мне, наверное, было бы очень сложно. Даже элементарно
поднять двигатель, который весит больше двухсот килограммов, я бы один
не смог.
Это переросло в наше семейное увлечение. Правда нас очень ругает мама, ей так надоел этот бардак!
- Сколько длилась реставрация?
— Я привёз ее зимой 2012 года. Гараж у нас холодный, и ремонтом я занимался только летом. Хотя мыслительный процесс все равно шел все это время, так что можно сказать – три года шла реставрация.
- Уже кого-нибудь успел прокатить?
Племянник у меня всегда желает прокатиться, ему 7 лет, он в этом году пошел в школу. Он уже привык к ретро автомобилям, у него у прадеда старая машина, ему они очень нравятся.
- А ты сам, когда сел в уже отреставрированную машину, что почувствовал?
- Много раз не верилось, что это когда-то закончится. Часто что-то не получалось сделать с первого раза и возникало желание плюнуть, забросить, и больше никогда этим не заниматься. Потому что все выходные, отпуск проводил там. А когда уже сделал, почувствовал даже не столько радость, сколько облегчение: "Ну, все, закончилось. Теперь, может быть, появится еще и какая-то другая жизнь". Ну а радость, гордость за работу, думаю, появится уже тогда, когда я выеду на трассу, в город.
- Как я понимаю, машина получилось вполне комфортной?
— Да, несмотря на то, что машина старая. Конечно, в ней нет такого удобства, как гидроусилитель руля – руль на месте крутить очень сложно, нужна очень большая физическая сила. Нет вакуумного усилителя тормозов – это тоже не предусматривалось. Сцепление тоже очень тугое. В остальном по комфорту она не уступает современным авто. Единственный минус – она очень большая, длина почти пять метров, и где-то, наверное, будет неудобно. Я надеюсь, этой машине будут уступать дорогу.
- На дальние расстояния на ней осмелишься отправиться?
— Да, если она хорошо себя покажет в тестовый период, хотя бы месяц не будет серьезных поломок, то можно в тот же Горный прокатиться, или, мама меня просит свозить ее в родные места, в Чарышский район, это 200 км. от Барнаула. Поэтому, думаю, она будет путешествовать. А пока год я ее точно буду нещадно эксплуатировать. Не хочу покупать другую машину. Потому что если появится машина, которая будет надежнее и удобнее, я буду выбирать чаще ее – будет же соблазн не мучить себя, не давить на эти педали. А хочется пока поездить именно на этой.
- Планируешь выставлять её на выставки ретро автомобилей?
— У меня много знакомых из Алтайской федерации автомобильного спорта, из ретро клубов – если они позовут участвовать, выставлю. И не только для того, что бы на нее посмотрели. На таких выставках находишь единомышленников. Любители старинных авто приезжают на такие мероприятия со всего края, а также из Новосибирска, Кемеровской области. Это лишняя возможность завязать знакомства, а потом, может быть, и запчастей каких-то достать, полезный совет услышать.
Хотелось давно дедушкин запорожец выставить, у нас в городе запорожцы не выставляют почему-то на ретро выставках. Наверное, этот автомобиль так не ценится. Может быть, немного погодя будем сразу несколько машин выставлять.
- Ты не планируешь останавливаться на "Волге"?
— Уже в процессе ремонта "Волги" я купил мотоцикл, ИЖ-56, 1965 года выпуска. Готовлюсь сделать его. Пока он стоит, ждет своей очереди. Думаю, будет сложно, мотоциклов у меня еще никогда не было, и конструкции их мы не знаем, но будем стараться, будем делать. А дальше посмотрим. Желание купить и вернуть к жизни что-то еще – есть.
Фото предоставлены Николаем Потешкиным
Текст: Юлия Щанкина
Комментарии 0