У чиновников осталось три месяца, чтобы попрощаться с зарубежными активами
16 мая 2013, 07:18, ИА Амител
В ближайшее воскресенье, 19 мая, российским чиновникам, их супругам и несовершеннолетним детям надо будет становиться на низкий старт: начнется трехмесячный переходный период, который им дан для закрытия иностранных счетов и продажи акций. Кто не успеет этого сделать, тот лишится должности или лишит ее властного члена семьи. В общем, как пелось в старой песне, "слышишь, тревожные дуют ветра, нам расставаться настала пора"... Хотя, как известно, безвыходных положений не бывает – тем более для чиновников, весьма поднаторевших в искусстве делать так, чтобы закон касался кого угодно, кроме них самих.
Возможных вариантов действий у них три: добровольно отказаться от должности, перевести деньги в Россию и переписать активы на более дальнего родственника. У каждого свои плюсы и минусы. Пойти по первому означает разом решить проблему, но стать притчей во языцех. Кроме того, для многих должность служит прикрытием активов, и потеря ее будет означать оголение собственности перед потенциальными бедами и завистливыми взглядами плохих людей.
Переводить деньги в Россию многие побоятся. Не для того их уводили, чтобы теперь возвращать. С другой стороны, возвративший может прослыть небывалым патриотом, не щадящим финансового живота ради своей страны.
Переписывание же активов на третьих лиц при известном риске выглядит наиболее приемлемым для большинства бюрократов с любой точки зрения. Есть вероятность, что именно его они и предпочтут.
Сегодня федеральный закон "о национализации элит" был опубликован в "Российской газете", что означает совсем уж последнюю точку в истории его принятия. 19 мая закон вступает в силу, и происходит это через 12 дней после его подписания Владимиром Путины.
Никто не берется сказать, скольких человек он коснется: зарубежные счета – дело интимное. Зато известно, сколько в России гражданских государственных служащих – 1,7 миллиона человек. Ясно, что не у каждого из них была возможность заиметь зарубежные активы или открыть счета, но и владельцев их, очевидно, окажется немало. Иначе не было бы закона и полемики вокруг его подготовки.
С виду очень строгий закон при ближайшем рассмотрении оказывается не таким уж страшным. Хоть он и запрещает чиновникам напрямую владеть зарубежными активами и счетами, но не возражает против их бенефициарного обладания через, например, иностранные трасты. На эту его особенность обратил внимание партнер юридической фирмы "Леонтьев и партнеры" Вячеслав Леонтьев, пишет Forbes. Ну и всем известно, что запрет не распространяется на совершеннолетних детей, внуков, родителей и других родственников, через которых госслужащие могут контролировать активы. Как раньше говорили: "Семья – ячейка общества". Крепкая спаянная семья поможет чиновникам сохранить все, что было нажито непосильным трудом или "вот этими вот руками".
Соответственно, новый законодательный акт прибавит работы всевозможным юристам, которые должны будут оформить бумагами новые отношения внутри некоторых российских больших семей.
"Самое сложное в реализации закона – отслеживание самого факта владения иностранными счетами. Вопрос в том, насколько хватит политической воли добиться от иностранных банков предоставления данных о российских владельцах счетов", – говорит доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ "Высшая школа экономики" Павел Кудюкин.
В последнем рейтинге Forbes богатейших бизнесменов России присутствуют 23 чиновника и парламентария, в том числе министр федерального правительства, два руководителя регионов, десять депутатов Госдумы и четыре сенатора. 13 человек из этого списка являются бенефициарами иностранных юридических лиц, как председатель чукотской Думы Роман Абрамович.
С Абрамовичем вопрос интересный. Станет ли он отказываться от должности или же через три месяца окажется, что у него не имеется зарубежных счетов и акций? Первое было бы, вероятно, чрезмерно смелым шагом по отношению к власти, поставившей его на северный регион, второе же будет выглядеть анекдотично и покажет истинную цену закона.
А есть ведь еще депутат Госдумы от Белгородской области Андрей Скоч, портрет которого красуется на тройке червей в колоде карт "Русская мафия". Эту настольную игру выпустили в США для агентов ФБР и конгрессменов. Вероятно, для лучшего запоминания некоторых персонажей российской действительности. Но здесь у янки ошибочка вышла: они поименовали Скоча "бывшим депутатом", хотя он – действующий.
А вот член Совета Федерации от Дагестана Сулейман Керимов проблему для себя уже решил: его представитель сообщил прессе, что олигарх передаст все свои бенефициарные права благотворительному фонду Suleyman Kerimov Foundation. Организация становится единственным получателем выгоды от его активов. Из далекой Швейцарии, где он расположен, фонд станет осуществлять благотворительные проекты исключительно в России. "Российская газета" предполагает, что большая их часть придется на Северный Кавказ, откуда родом сам благотворитель.
Напомним, что зарубежные счета по закону запрещены президенту, членам правительства, членам обеих палат парламента, губернаторам и членам заксобраний регионов, судьям Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного и федеральных судов, генпрокурору, секретарю Совбеза, председателю Центробанка, омбудсменам, руководству Счетной палаты, членам ЦИК, а также заместителям генпрокурора, членам совета директоров ЦБ и руководителям госкорпораций, госкомпаний, суверенных фондов РФ и другим.
Исключение из правил составят счета, необходимые для получения медицинских услуг. Также чиновникам разрешат иметь жилую недвижимость и иную подобную собственность за рубежом. Однако ее придется задекларировать и раскрыть источник доходов на ее приобретение.
При этом антикоррупционный закон от имени президента смягчил инициативу его сторонников по "Народному фронту": глава государства оставил подчиненным право владеть недвижимостью за рубежом и решил не карать нарушителей лишением свободы.
Самое же интересное состоит в том, что инициировать проверки
чиновников на зарубежные счета смогут не только правоохранительные
органы и государство, но и политические партии, общественные организации
и даже СМИ.
Опрос на ИА "Амител":
Комментарии 0