Условия выдачи потребительских кредитов россиянам будут честнее и выгоднее
16 ноября 2010, 07:38, ИА Амител
Сегодня, 16 ноября, "Российская газета" написала о том, что на сайте Министерства финансов появился окончательный вариант проекта федерального закона "О потребительском кредите" с долгожданными для банковских заемщиков, а ими сегодня считаются более трети российских граждан, новшествами.
Как поясняют в Минфине, новый закон позволит сделать взаимоотношения банков и заемщиков более "прозрачными": гарантировать защиту прав потребителей. Ведь возможности потребительского кредитования с каждым годом растут. Кредиты сегодня можно брать на что угодно - на крупные покупки, турпутевки, жилье, учебу. Но новые возможности требуют от людей более рационального подхода к их возвращению. Пользуясь юридической и финансовой безграмотностью заемщиков, а главное, белыми пятнами в законодательстве, банки, особенно перед кризисом, предлагали кредиты кто во что горазд, уверяя и о "нулевых" процентах, и о льготных сроках погашения. В результате люди попадали в безвыходные ситуации.
"В отличие от предлагавшегося ранее группой депутатов Госдумы законопроект Минфина, вобравший в себя предложения Ассоциации российских банков, направлен на максимальную защиту прав потребителей", - заявил исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам Андрей Емелин.
Во-первых, банкиров обяжут подавать информацию о кредите так, чтобы она была доступна "лицам, не обладающим специальными знаниями в данной области". А это значит - раскрывать конечную, полную стоимость займов. И если вам придется в итоге переплатить за приглянувшийся кожаный диван в два раза больше, учитывая те комиссии, которые ложатся на заемщика при получении этого кредита, то знать об этом вы должны как минимум "на берегу".
При этом банкиры обязаны будут уведомлять о процентах, порядке их начисления, о минимальном и максимальном сроке кредитования, о графиках платежей, условиях досрочного возврата кредита, размерах неустойки (штрафов и пени), порядке их расчета, о случаях, при которых такие санкции могут быть применены. Всего по 17 позициям. А после того, как кредит будет выдан, банк обяжут "вести" клиентов до момента его погашения. То есть бесплатно оповещать вас каждый месяц о состоянии счета и остатке задолженности по кредиту. К примеру, если вы задержались с выплатой процентов на неделю, то банки обязаны послать вам напоминание заказным письмом. До сих пор они вовсе не спешили заранее тормошить заемщиков ради интереса "в свою пользу" - увеличить тем самым объем "просрочки", начислить больше штрафов и пени.
Во-вторых, гарантировать права заемщиков будет норма о недопустимости в одностороннем порядке изменения ставки по кредитам. Банки должны будут сохранять неизменной ставку, если она прописана в договоре как постоянная. А если в договоре такого пункта нет, то за месяц предупредить о переменах.
В-третьих, отказаться от кредита можно будет в течение 14 дней с момента его оформления, уплатив проценты только за этот срок. Это развяжет руки заемщикам - покупателям жилья. Сейчас люди, приобретая квартиру, сначала должны убедиться, что у них есть деньги, поэтому идут, оформляют кредит, но вдруг выясняется, что сделка срывается и кредит не нужен. Однако вернуть его невозможно. В данном случае учтены интересы потребителей. Но и о кредиторах не забыли. Возможность брать комиссионные на этот короткий срок банкам все же оставили.
В-четвертых, физические лица смогут досрочно гасить весь кредит или его часть, уплатив лишь процент годовых за фактический срок пользования кредитом. И без уплаты штрафов. Сегодня эта "штрафная гиря" создает неудобства для миллионов граждан.
В-пятых, кредитным организациям запретят рассылать кредитные банковские карты потенциальным клиентам, если невозможно установить факт их получения адресатом.
В-шестых, нельзя будет включать в кредитный договор "побочные" услуги, например страхование.
Новый порядок потребительского кредитования, считают в Минфине, позволит людям делать осознанный выбор в пользу того или иного банка, "автоматически" поддерживать права заемщиков.
Между тем в Ассоциации региональных банков России уверяют, что законопроект "О потребительском кредите" сырой и расходится с задачами создания в России международного финансового центра, сближения российского и европейского законодательств. Об этом сообщил "РГ" вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.
По его словам, в 2008 году в странах Европейского союза была принята уже вторая редакция директивы о потребительском кредите. Но в проект нового российского федерального закона не "взято" ни одной конструктивной и принятой в международной практике европейской нормы по защите прав заемщика. Отдельные
"И никто не докажет, что платеж заемщика банку при выдаче кредита является "комиссией", - говорит Иванов.
Чтобы избежать таких уверток, прежде всего, поясняет он, следует ввести в российское законодательство такой правовой институт, как общие условия сделок, обеспечивающий действительно реальную защиту потребителей на кредитном рынке.
Другой важный правовой институт, который остро необходим российскому законодательству о потребительском кредитовании, это паспорт кредита. Такое понятие существует в Директиве ЕС 2008 года о потребительском кредитовании. Паспорт кредита - стандартизованная таблица, в которой собрана вся информация о стоимости кредита и его ключевых условиях. С 1 июля 2010-го на всей территории ЕС банки предоставляют потребителям информацию, независимо от сложности договора, в одной и той же стандартной табличной форме, которая предписана законом.
"То есть не потребитель "вылавливает" в многостраничном тексте "подводные камни", а за него это делает сам банк. Ничего подобного не предусмотрено в предлагаемом законопроекте", - поясняет Иванов. Еще один правовой институт, направленный на защиту прав потребителей, это связанные сделки. Его действие Олег Иванов пояснил на примере. Гражданин, покупая холодильник в магазине, там же получает кредит. Если холодильник ломается, гражданин его возвращает продавцу (у него есть такое право) и тут же отказывается от кредита, потому что целью получения кредита было приобретение холодильника. Продавец холодильника и банк разбираются уже между собой. Это очень важный элемент защиты потребителей при кредитовании в торговых точках, подчеркнул эксперт.
Если бы в российском праве существовало понятие "связанного кредита", проблемы обманутых дольщиков не могло даже возникнуть, уверен Олег Иванов. В случае получения связанного кредита для вложения, например, в долевое строительство, гражданин имеет право отказаться от кредита, если застройщик не выполнил своих обязательств и не предоставил жилье в срок. Такие механизмы связанных сделок при жилищном финансировании успешно сработали в Германии в конце 1990-х годов, где возникли схожие проблемы. Граждане брали кредиты для приобретения жилья в Восточной Германии, но оказалось, что продавцы и банки были аффилированы, то есть "связанные друг с другом". Закон защитил покупателей квартир от таких аферистов.
По словам Олега Иванова, в ближайшее время замечания и предложения Ассоциации региональных банков будут направлены в правительство, Госдуму и Совет Федерации.
Иллюстративное фото с сайтов www.russian-translators.ru и www.dolgfactor.ru.
Комментарии 0